Пролетел незаметно учебный год. Весной все ребята-деситиклассники и некоторые девчата нашей школы были взбудоражены: надо сдавать экзамены по автоделу и ПДД. Школа то Средняя Политехническая, с правом выдачи выдачи водительских прав. Нам объяснили – кто благополучно сдаст экзамены по автоделу, ПДД и вождение получат права. С ними нам можно уже водить мотоциклы с 16 лет, а при достижении 18 – легковые автомобили. Вождение мото нужно сдавать отдельно. Засада – нет в школе мотоцикла от слова совсем. Нам подсказали преподаватели - что надо учится на своих мотоциклах, только гаишникам не попадаться. У Шестаковых был свой мотоцикл. Помню – дядя Сережа не сумел сразу завести своего железного коня, попросил толкнуть, ну мы с Вовкой и толкали мотоцикл по улице Пислегина – здоровья много, асфальт хороший. Завели. Покатались. Валерка Миронов тоже нашел мотоцикл, служебный по моему, покатался. Смеялся над собой – ночью без света наехал на кучу гравия и через руль улетел, даже мотоцикл заглох, пришлось толкать. Я договорился о вождении с Катковым. Дядя Саша сразу согласился, но сказал, что будем рано вставать, уезжать на садогород и там тренироваться. Помню в первый раз стали рано – рано: еще не было шести и все спали (гаишники тоже). Завели мотоцикл, я сел за руль, раз – мотоцикл заглох. Дядя Саша слез – завел, опять у меня мотоцикл заглох. И так несколько раз, пока инструктор мне не объяснил, что сцепление надо отпусать плавно. Стронулись, команда переключится на вторую, на третью скорость. Стресс. Не чувствую утреннюю прохладу, слежу за дорогой, проехали мост через реку Уву, приехали на территорию садогорода. Слезли. Оказывается – у меня от перегрузки (и физической и нервной) дрожат руки и ноги. Ничего – пока копали лопатами землю, успокоился. Обратно ехали уже нормально, только началось на дороге движение и перед Пислегина пришлось уступить руль. Касок тогда не было и что их нет даже не замечали. Наконец экзамены позади. Осталось вождение на мотоциклах (сдавали только те, кто изъявил желание). Один из наших однокашников приехал сдавать вождение на «Восходе». Сотрудник Гаи разрешил на всем сдавать вождение на это маленьком чуде. Механик от бога, отрегулировал мотоцикл и тот на подвел: заводился с пол-оборота, был очень легок в управлении, слушался руля. В общем – после тяжелых мотоциклов, сдавать вожение на «Восходе» было очень комфортно. Мы все легко сдали экзамен, а гаишник обратил внимание комиссии, что мы все описывали восьмерки очень технично: не задевали землю ногами и диаметры окружностей восьмерки были около двух метров. Права получили не все, но мне выдали. Там было написано – разрешается вождение автомобиля с восемнадцати лет.
Поступление и учеба в УдГУ. Работа в Балезинском районе в Сергинской средней школе. Враз предложили работать директором школы в Балезинском и Увинском районах, отделался легким испугом. Отказал тем и другим, мотивируя, что еще комсомолец и до директорства не дорос – рано. Катков сделал ход конем, он тогда заведующим Увинским Роно был: «Пора тебе Саша в партию». Многие знают, что слово наставника и любимого тренера более авторитетно, чем слово родителей. Так я с подачи Каткова стал кандидатом, а потом членом КПСС, в 1982 году назначили директором Эркешевской восьмилетней школы, на следующий год переименованной в среднюю. Назначить, то назначили, но заявление, чтобы назначили директором школы, сам писал, добровольно. В общем – дорос и поспел. Не знаю как сейчас, а раньше два раза в год: осенью и зимой проводили республиканские семинары директоров. Вдруг на одном из них встречаемся с Александром Михайловичем. ОБРАДОВАЛИСЬ. Оказывается он уже успел поработать инструктором Райкома КПСС (так помню), а сейчас – директор Увинской средней школы №4 (моей бывшей). Все время проводили вместе. Он меня называл по имени, я его – дядя Саша. Помню одну из таких встреч. В доме политпроствещения. Проходила под патронажем Обкома Партии. Грищенко Петр Степанович – первый секретарь Обкома КПСС, царь и бог для Удмуртии в то время. Сидит во главе президиума. Показали промышленные достижения Удмуртии, прошли прения. Пришло время вопросов. Я написал в записке: когда город Устинов переименуют обратно в г Ижевск? Показал дяде Саше и отправил по рядам. Подписываться не стал: не потому что смалодушничал, а чтобы не влетело моему начальству. Так и Каткову объяснил. Он одобрил. Этот вопрос в то время был очень актуальный и болезненный. Люди спрашивают, а что ответить не знаешь. Однажды при мне, это было в Казани на вокзале, объявили, что поезд «Удмуртия» отправляется в ИЖЕВСК через пять минут. Кто-то спросил кассира: «А почему Ижевск а не Устинов?» Ответ был просто красивым: «У нас в Татарии названия столиц не меняют». В общем, когда записка дошла до Грищенко и он ее зачитал, весь зал притих. Петр Степанович сказал, что записка не подписана, я начал вставать, но Катков удержал меня, а Первый стал объяснять ситуацию: Устинов скоро переименуют в Ижевск, а один из городских районов назовут Устиновским. Зал зааплодировал.
Умер Александр Михайлович от тяжелой болезни, не дожив до пенсии, оставаясь на посту директора Увинской школы №4. Всегда, когда меня называют дядей Сашей (это часто происходит, даже в интернете уже называют так) вспоминаю своего УЧИТЕЛЯ, ТРЕНЕРА И НАСТАВНИКА, ДРУГА И КОЛЛЕГУ – дядю Сашу, Александра Михайловича Каткова. На фото из доступных источников в интернете –А М Катков на лесозаводском увинском стадионе; директора Увинского района на фоне Поршурской средней школы. Стоит в третьем ряду светловолосый, в белой рубашке и темном галстуке, Катков Александр Михайлович – директор Увинской средней школы №4. На фоне Балезинского Райкома КПСС – директора школ и пропагандисты. Стоит в последнем ряду в очках Акбаев Александр Арсеньевич - директор Эркешевской средней школы.
Из архива А Акбаева, А Акбаев - вожатый со своим отрядом . Областная. 1971г.