#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртии #Стальные_люди_стальной_магистрали1941-1942 годы были самыми трагичными в ходе Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года враг стоял под стенами Москвы, в блокаде был Ленинград. Летнее наступление 1942 года фашистской армии обернулось потерей новых промышленно-важных центров.
В результате неудач в Крыму и под Харьковом войска Южного и Юго-Западного направлений понесли большие потери и оказались крайне ослабленными. Противник значительно улучшил свое положение и получил благоприятные условия для планируемого им крупного наступления. Под властью оккупантов оказалась территория, на которой в довоенное время проживало 40% населения Советского Союза, добывалось 63% угля, производилось 58% стали, 38% зерна, располагалась мощная машиностроительная база, в том числе и немало оборонных предприятий.
Предприятия же, которые оставались в тылу, остро нуждались в топливе. В тех местах, где были крупные лесные массивы, Постановлением ГКО были созданы лесоперевалочные биржи. Именно так, в 1942 году, появилась четвертая площадка – будущая Кильмезь. Доставка леса с таких бирж на оборонные предприятия осуществлялась сплавным методом в ходе весенней навигации.
Все эти площадки входили в трест «Ижлес», который, как было сказано в Постановлении Совнаркома и Бюро Удмуртского Обкома ВКП(б) от 6 января 1942 года, по существу являлись цехом заводов No 71 и No 74, обеспечивающих их топливом и древесиной. Насколько данная отрасль была важна в то время говорит тот факт, что в том же протоколе говорится о том, что трест «Ижлес» необходимо передать в ведение Наркомата Вооружения СССР. Это значит, что лес становится важным стратегическим сырьем. Об этом говорит и то, что данное постановление проходило под грифом «Секретно».
Навигационный срок короткий – это весенние месяцы, а потребность заводов в древесине была огромной и в качестве топлива, и в качестве ложевых заготовок и в качестве спецукупорки. На снабжение заводов древесиной требовалось до 150 вагонов в сутки, поэтому в январе 1942 года было принято решение о продолжении строительства железной дороги Ува – Кильмезь, которое было начато в 1939 году. Это строительство было засекречено, поскольку на данном Постановлении стоит гриф «Совершенно секретно», а осуществлялось оно особым строительным управлением No 9 (ОСУ-9), начальником которого был назначен В.Ф.Соколовский. Сроки для строительства были отпущены очень короткие.
Приказывалось к началу навигационного периода эту дорогу построить, а это означает, что дорога длиной в 72 км должна была быть построена за четыре, даже за три месяца. Строительство данного объекта приравнивалось к военным действиям. В Постановлении Совнаркома УР было сказано, что виновные будут привлечены к ответственности по законам военного времени. Такие сроки, конечно же, были нереальны. И строительство железной дороги не было осуществлено за отпущенное время.
Железную дорогу планировали построить до села Кильмезь Кировской области. Не обратив внимание на то, что дорога называлась Ува – Кильмезь, Кильмези Удмуртской тогда еще не существовало, была только 4-я площадка. Когда железная дорога дошла до станции Сюрек, было принято решение строить ее не до села Кильмезь Кировской области, а до 4-й площадки.Это было мотивировано тем, что, во-первых, сокращались сроки строительства, поскольку сокращалась протяженность железной дороги, вместо 18 км необходимо было построить 9 км. Значит, сокращалась и стоимость этой дороги. И не только из-за сокращения протяженности дороги, но и из-за того, что отпадала необходимость строительства железнодорожного моста через реку Валу, что также сокращало сроки строительства.
Район 4-й площадки изобиловал лесом, и неподалеку здесь находились торфяные болота, было принято решение о строительстве железнодорожной ветки Сюрек – 4-я площадка. В помощь ОСУ-9 (Особое строительное управление) было передано население районов, находящихся в непосредственной близости от строительства этой дороги. Это Увинский, Селтинский, Нылгинский, Сюмсинский (всего 17 районов). В разные месяцы работало до 4400 пеших и до 1230 конных единиц.
В Постановлении Совнаркома, которое также проходило под грифом «Секретно» говорится, что люди, строившие эту дорогу, должны были работать по 12 часов с часовым перерывом на обед. А вот ценность лошади была гораздо выше человеческой жизни. В Постановлении Совнаркома говорится, что во избежание большого падежа лошадей им через каждые 1,5-2 часа работы необходимо устраивать 10-15 минутный перерыв, а через каждые 4-5 часов часовой перерыв. Лошади были мобилизационным запасом Советской Армии.
Работа была очень тяжелая, нормы большие. Возили в тачках песок, пилили лес на двухметровки, бревна таскали на плечах, складывали в штабеля. Вместе со взрослыми работали и несовершеннолетние. Наравне с ними они выполняли суточную норму выработки. Когда шпалы клали, прямо в лесу спали под открытым небом. В дождь не знали, где укрыться. Сколько перетерпеть пришлось. Люди не выдерживали, были случаи бегства, уполномоченные возвращали беглецов. Питались плохо. Несмотря на это, люди пытались сохранить часть пайка, которая состояла, в основном, из черного хлеба. И ее, сохраненную часть, сушили, чтобы потом увезти домой. Еще хуже было с одеждой и обувью. Лапти на ногах быстро изнашивались, ремонтировать было некому, одежда за ночь не просыхала, а морозы стояли зимой 1942 года до -30 градусов. Люди работали, не останавливаясь. Бывали случаи, когда портянки примерзали к ногам и их приходилось отдирать вместе с кожей.
И все эти страшные тяготы легли на плечи жителей близлежащих районов потому, что лес необходим был стране, воюющей фашизмом. Лес был стратегическим сырьем.
В результате всех этих усилий к январю 1943 года строительство железной дороги Ува – 4-я площадка было завершено. Так было положено начало Сюрекскому леспромхозу, градообразующему предприятию п. Кильмезь Удмуртская.
В нашем поселке живет свидетель тех героических лет, т.е. строитель этой дороги Мужества. Субботина Мария Дмитриевна (Зыкова) родилась в 1926 году в Старозятцинском районе д. Большой Ошмесвай. Принимала участие в строительстве железной дороги на участке пути будущей ст. Сюрек в 1942-1943 годах.
Мы, ветераны железнодорожной станции Ува, планируем поставить на привокзальной площади памятный знак или памятник, посвященный событиям тех лет.
Автор - краевед Увинского района Анастасин С.В.
jpg1.8 МБjpg2.1 МБ