В преддверии 100-летия посёлка Ува,
Союз краеведов Увинского района начинает цикл публикаций материалов о истории возникновения и строительства п. Ува. Автором является краевед, исследователь, ветеран железнодорожного транспорта
Сергей Анастасин.
В О З Р О Ж Д Е Н И Е часть 1
В названии железнодорожной станции и нашего поселка всего три буквы У.В.А. У реки, протекающей через наш поселок с севера на юг протяженностью 230 верст по исследованию на период 1926 года, впадающей в реку Вала, название Ува. Отсюда и пошло название железнодорожной станции, а затем и поселка.
На карте 1779 года при правлении Екатерины II «Великой» идет упоминание о нашей реке, которая нанесена на картах того времени как Ува. В архивных документах начала XХ века упоминается существование Ува-Туклинской волости с центром в селе Ува-Тукля, а также идет упоминание о реке Ува, о ее сплавных возможностях, составляющих 180 верст , а на 1934 год она составляла 85 верст. На эту тему можно много дискутировать, но хочется обратить внимание на другие исторические события.
От первых лесозаготовителей, участников постройки лесовозной узкоколейной железной дороги метровой колеи ( 1000 мм ) Люкшудья-Нылга и Нылга-Ува прошел значительный промежуток исторического времени, которое было овеяно Первой мировой войной 1914 года, социалистической революцией 1917 года и Гражданской войной. И все чаще задумываешься, если бы не эти исторические события, смог бы образоваться наш поселок Ува?
Ижевский оружейный и сталеделательный заводы, а также Воткинский завод всю Первую мировую войну выпускали оружие. За эти годы заводы г. Ижевска поставили в действующую армию 1 миллион 400 тысяч новых винтовок Мосина. В 1917 году на оружейных заводах г. Ижевска трудилось до 34 тысяч рабочих. Оружейный завод являлся одним из самых мощных предприятий всей Российской империи не только по выпуску винтовок, но и другой номенклатуры, например, колючей проволоки. Выпуск ее за время Первой мировой войны достиг 16000 тонн. Все это привело к истощению Артиллерийской дачи (лесничества), где заготовлялось древесное топливо и деловая древесина для нужд оружейного и сталелитейного заводов.
Народное хозяйство молодой Республики Советов, в том числе Вотской автономной области после событий 1917 года, пришло в упадок, не говоря уже о сельском хозяйстве.
С ходом Гражданской войны в 1921 году в Поволжье, а также Вотской автономной области, вследствие засухи случился голод. Коммунистическая партия большевиков и правительство, возглавляемое Владимиром Ильичом Ульяновым-Лениным, организовали немедленную помощь голодающему населению. Были отпущены миллионы пудов продовольственной и семенной ссуды. В период с 1921 по 1925 годы трудящееся крестьянство получило свыше двух миллионов пудов семенной ссуды и сотни миллионов денежных кредитов.
Ижевские оружейный и сталеделательный заводы ежегодно расходовали для своих нужд древесного топлива и строевого материала до 100 тысяч кубометров, заготавливая их в Артиллерийском лесничестве. Годичная лесосека в этом лесничестве определена 1000 десятин с запасом от 30 тысяч до 35 тысяч кубометров. Таким образом заводом заготавливалось ежегодно в этом лесничестве не менее трех годичных лесосек. Усиленная заготовка древесины лесничества велась с 1913 года, что послужило абсолютному истощению. Ижевские заводы за использование ближайших к нему лесных дач стояли уже накануне топливного голода. В 1923 – 1924 годах потребность Ижевского оружейного и сталелитейного заводов возрастет до 120 тысяч кубометров дров согласно заявке.
Решением областного отдела ВАО по обеспечению Ижзаводов топливом бронируются части годичных лесосек в лесных дачах, расположенных в районах возможного обслуживания топливом заводов. Это:
1. Нылгинское лесничество до 388 десятин с запасом 12500 куб.м
2. Вавожское лесничество до 360 десятин с запасом 11500 куб.м.
3. Мултанское лесничество до 200 десятин с запасом 8000 куб.м.
4. Селтинское лесничество до 900 десятин с запасом 27000 куб.м.
5. Лозино-Чутырское лесничество до 1400 десятин с запасом 57 000 куб.м.
Всего по всем лесничествам 105 тысяч куб.м. на площади 2950 десятин.
После революции 1917 года все эти дачи в лесничествах были национализированы. В этих лесничествах имеются в условиях доступной эксплуатации площади горельников из спелых хвойных пород в Нылгинском, Вавожском и Мултанском около 2500 десятин. Для использования этих запасов древесины необходимо было ПРОЛОЖИТЬ ОТ ИЖЕВСКИХ ЗАВОДОВ УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ. С прокладкой в западном направлении от ст. Люкшудья будут затронуты эти лесничества до рек Нылга, Ува, а далее к сплавной реке Кильмезь на Селты, по которой может сплавляться лес из Селтинского и Мултанского лесничеств , строительство узкоколейной железной дороги на Селты не было осуществлено.
В северном направлении в продолжении имеющейся Узгинской узкоколейной железной дороги на Лозино-Чутырское лесничество, была также построена Постольская железная дорога с Востока на Запад. С проведением этих линий Ижевские оружейный и сталеделательный заводы будут надолго обеспечены топливом и деловой древесиной ежегодно свыше 100 тысяч кубометров. Этот вопрос был поднят 2 сентября 1922 года Лесным отделом областного земельного управления. Летом 1923 года от ст. Люкшудья Узгинской ветки на запад проведена лесовозная временная узкоколейная железная дорога с колеей 1000 мм протяженностью 12 км. Это всего 4 километра не доходит до начала горельников Нылгинского лесничества. Если ее продолжить до реки Нылга, то это даст возможность использовать в ближайшее время горельники Нылгинского и Вавожского лесничеств. Этот вопрос обсуждался при участии Артиллерийского ведомства. Ижзаводы обязали свои лесозаготовки с 1923 года перевести в ближайшие лесные дачи, поставив первоочередной задачей скорейшие разработки площадей горельников, которые будут использоваться в качестве швырковых дров размером ( 25 см, 1м, 2м ) в зависимости от величины топки. Название «швырковые дрова» произошло от слова «швырять», т. к. они были подручные и легкие в переноске. (Продолжение следует)