Рекламный баннер 990x90px ban1
102.38
105.81
Рекламный баннер 728x90px main1

В О З Р О Ж Д Е Н И Е часть 4

В О З Р О Ж Д Е Н И Е часть 4

На постройке железной дороги Нылга-Ува не обходилось и без употребления спиртного. «Кумышка» и «сорокаградусная» заслоняли все остальное. Поставщики того и другого приносили в изобилии каждый день. В бараках стоял мат, пели матерные песни, происходили мордобои. Об этом неоднократно докладывалось городской и сельской милиции . Маленький красный уголок – очаг всей культуры участка – не в силах был бороться с пьяной стихией. Чтобы укротить разгул «зеленого змия», нужно было поднять культуру рабочих.

После проработки этого неприглядного деяния, тормозящего строительство железнодорожной линии, администрацией постройки выводы были сделаны. Провели пересмотр расценок на земляные и другие работы, приступили к постройке новых бараков. Прибыл еще один фельдшер, открыли дополнительные ларьки, в бараках установили кипятильники. Рабочих стали обеспечивать полагающейся спецодеждой. Партийные и профсоюзные комитеты уделяли внимание организации новых красных уголков, передвижных библиотек, чтению лекций и показу фильмов. Энергично заработали женсоветы, комсомольские ячейки, «Осоавиахим». Из города Ижевска организовывались вылазки на каждый пункт с постановкой спектаклей. Также проводились игры для молодежи и т.д. По переписи 1926 года Узей Туклинского сельсовета на будущей ст. Ува было 29 дворов, где проживало 53 человека, но, к сожалению, не удалось установить их фамилии.

С созданием рабочих комитетов, комсомольских ячеек, женсоветов культурная жизнь постройки стала налаживаться, не говоря о трудовой дисциплине. Организовано было 4 красных уголка, 9 библиотек - пере-движек. Проводились лекции о таком заболевании как трахома. В подтверждение культурной жизни рабочих есть один факт. 2 апреля 1927 года, за шесть месяцев до окончания строительства участка Нылга-Ува, был составлен акт:

«Мы, нижеподписавшиеся, заведующий культделами отдела ВССР тов. Брагин М.П., секретарь рабочкома постройки железнодорожной линии Нылга-Ува тов. Борисов Н.П. и член союза ВССР тов. Одинцов Д.К., составили настоящий акт о том, что при вскрытии привезенного граммофона и пластинок с постройки, оказались сломанными во время перевозки в дороге 10 штук из 53 граммофонных пластинок разных названий».

Конечный пункт строительства железной дороги Нылга-Ува предусматривался быть как ст. Ува, где бы шла погрузка лесных материалов и дров, находившихся в Вавожском лесничестве, лес там стоял дремучий с огромным горельником 1921 года, так как в предыдущие годы была засуха, отсюда не урожаи и пожары. Строительство лесовозной железной дороги подходило к завершению. В это время 27 марта 1927 года газета «Ижевская правда» писала: « На средства рабочего комитета установлен радиоприемник с громкоговорителем. Провода протягивали от здания, предусмотренного под вокзал, т.к. телефонная связь по проводам уже была проведена от станции Люкшудья. От березы к елке, от елки к березе, в грязное и темное жилище, построенное на скорую руку, провели живую музыку, транслировались спектакли, лекции, которые доносились из «черной тарелки», висящей на стене. Окончив работу, все спешили в барак, чтобы послушать громкоговоритель. Крестьяне-удмурты, проживающие в окрестностях, приходили в Уву специально за тем, чтобы послушать радио».

На конечном складе лесной продукции станции Ува проложили два пути, два тупика для погрузки дров и деловой древесины для Ижевских заводов. Разворотного треугольника в 1927 году не было, как и водокачки, что осложняло работу паровозных бригад. Пассажирское и жилые здания для обслуживающего персонала к тому времени были закончены на 90%. Колодцы для питьевой воды были вырыты, но не было шатров (крыши). Также не было приспособления для извлечения воды. Строительство бань подходило к завершению.

11 сентября 1927 года была назначена комиссия предварительного технического осмотра пути участка Нылга-Ува. А 24 сентября подписан акт приемки, с очень большими недоделками.

Газета «Ижевская правда» № 269 от 20.11.1928 года писала: «На станции Ува с весны 1928 года по октябрь строится разворотный треугольник для разворота паровозов. После сдачи в эксплуатацию этого объекта паровозы сходят с рельсов, т.е. падают. Из-за этого происходят задержки при подаче и уборке вагонов. Оказывается, треугольник был сделан без технических расчетов, на который потратили 10 тысяч рублей, а еще придется потратить около 3 тысяч рублей на изменения радиуса кривых. Руководство этого объекта относилось халатно к техническим расчетам».

В этом же году в конце разворотного треугольника на живописном берегу реки Ува построена водокачка в виде небольшого бревенчатого здания. Вода в водоемный колодезь поступала самотеком по трубе из реки Ува. В дальнейшем для поднятия уровня воды на речной глади будет установлена плотина рядом с ж/д мостом. В детстве для купания лучшего места для железнодорожников и их детей не было. Находясь вдали от города, рабочие и служащие станции Ува и всего Увинского железнодорожного участка терпели крайнюю нужду в снабжении продовольствием и бытовыми товарами. В 1928 году появились первые вагонлавки. Они ходили два раза в неделю, привозили продовольствие и бытовые товары из города Ижевска.

С 1923 по 1927 годы на строительство лесовозной железной дороги шириной 1000 мм Люкшудья-Ува было затрачено 2 миллиона 918 тысяч 450 рублей. В эту сумму входило: рубка леса, корчевка пней, земляные работы, укладка рельсов и шпал, балластировка, постройка гражданских, искусственных сооружений, пассажирских зданий. Также в эту сумму входили затраты на путейское оборудование, сигнальные знаки, телефонная связь, водокачки, заработную плату, строительство бараков, колодцев, бань и даже отхожих мест. Со временем склад лесоматериалов возле реки Ува в глухой, заболоченной тайге превратился в полноценную станцию. На первом этапе работы станции Ува штатных работников движения паровозного, путевого хозяйства, работников связи не было. Все специалисты были прикомандированы Ижевским сталелитейным заводом 83 управления. Для будущих работников ст. Ува строились казармы, бараки. К 1930 году станция разрослась, появились лесопункт, первые улицы, строились частные домовладения, разрабатывались земельные участки. (Продолжение следует) Автор - краевед, исследователь, ветеран железнодорожного транспорта Сергей Анастасин

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3