В О З Р О Ж Д Е Н И Е часть 6
Строительство по переходу на широкую колею имело недостаток рабочей силы от 350 до 700 человек, это срывало план работ. Снабжение продуктами питания осуществлял «СтальОРС». Рабочие по 2-3 дня не получали хлеб и другие продукты, обеды готовились из недоброкачественных продуктов, при этом создавалась большая текучесть рабочих кадров.
К 1 ноября 1932 года нужно было закончить все земляные работы и 1 января 1933 года открыть движение по колее 1524 мм. Но в этом году даже временного движения не было открыто. Из намеченных 350 тысяч земляных работ на 15 декабря 1933 года было выполнено 60 тысяч кубометров, что составляло всего 17 % от плана. Переход на широкую колею был осуществлен только в конце 1934 – начале 1935 года. С переходом на колею 1524 мм водокачку от станции Нылга перенесли к мосту реки Нылга. Когда пошли более мощные паровозы, от нее совсем отказались. Заправки водой и топливом хватало от станции Люкшудья до станции Ува.
«5 марта 1934 года вышло Постановление о строительстве трамвайных путей в городе Ижевске. Оно завершилось 7 ноября 1935 года, к 18 годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Трамвай совершил свой первый рейс от Воткинской линии до улицы Кирова и обратно, тем самым открыв для Удмуртии трамвайное движение».
К 1934 году при железнодорожной станции Ува Узгинско-Увинской железной дороги образовался поселок с 1314 жителями. Наличие природных богатств, леса и торфа притягивало жителей Удмуртской республики и Советского Союза к этим живописным местам, где работы было немало. Наплыв рабочих рук способствовал росту населения станции Ува. Расширялась торговля, станция Ува тяготела к трем районам – Вавожскому, Сюмсинскому, Селтинскому. К 26 июля 1934 года на станции Ува имелись следующие организации: лесопункт, заготзерно, мельница, радиоузел, почта, лесоорс, школа, клуб, кооператив «Дубитель», электросиловая станция, сельпо и сама станция Ува.
Топливная отрасль Удмуртской Автономной области существовала в виде дровяной промышленности. Первый пятилетний план ( 1928-1932 г.г. ) не предусматривал производство новых видов топлива. Растущая потребность в нем поставила задачу изыскания дополнительных местных видов топлива, в первую очередь торфа.
Наличие Увинской группы болот, расположенных по линии Узгинско-Увинской железной дороги пока метровой колеи, способствовало добыче торфа до 200 тысяч тонн в год. Не обследован оставался только Сюмсинский район из-за задержки денежных средств и кадров. На станции Ува в 1933 году было начато строительство торфопредприятия «Увинторф» на Первомайском участке, но оно запаздывало, т.к. общая сумма капиталовложений составляла всего 862 тысячи рублей. Добыча торфа началась только в 1934 году.
На железнодорожной станции Ува уже работало 32 человека, она занимала площадь 230 кв. метров при поселке. Построен был один барак площадью 400 кв. метров. Средний проезд пассажиров в сутки был 130 человек, грузооборот за 10 дней составлял 150 вагонов, из них - 75% дрова, 20% - деловая древесина и 5% прочие грузы.
В то время станция Ува была населена разными "пришлыми" гражданами и чуждыми классовыми элементами. Процветало хулиганство, воровство. «Однажды 10 декабря 1934 года у десятника Увинского лесопункта Останина похитили ночью стельную корову и зарезали ее в лесу. Любители мяса не были обнаружены, а туша найдена в целостности. Кто-то, видимо, спугнул преступников. Все эти дела были совершены чужаками» (Архивный отдел Администрации Увинского района. Ф. 49. Оп. 1.Д.2.Л.5. ) Несмотря на эти события, в поселке на станции Ува налаживалась культурная жизнь. Строились частные домовладения, на выделяемые железнодорожникам денежные ссуды. Жители начали посещать клуб, танцплощадку, слушать радио, участвовать в спортивной жизни поселка.
«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ОБЛИСПОЛКОМА УАО ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА НА СТ.УВА УВИНО-УЗГИНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ от 1 сентября 1934 г.
1. Учитывая:
а) что поселок при железнодорожной станции Ува, Увино-Узгинской железной дороги имеет жителей 1658 чел. с большинством населения (98,2%), не связанным с сельским хозяйством (постоянные и сезонные рабочие) с наличием 72 частновладельческих домов, с жилой площадью в 2537 кв.метров и 42 домов обобществленного сектора с жилплощадью 8403 кв.метра;
б) наличие природных богатств (леса, торф);
в) наличие заготовительных пунктов, способствующих т дальнейшему росту населения в поселке;
г) расширение советско-колхозной торговли, тяготение к нему 3-х районов (Вавож, Селты и Сюмси).
Решение административной комиссии от 30/VIII-34г. об организации рабочего поселка поссовета с подчинением Селтинскому району
У Т В Е Р Д И Т Ь.
2. Предложить Облзу и Управлению лесного хозяйства Ижстальзавода выделить соответствующую земельную площадь для поселка для заселения и строительства.
3. Облкоммунотделу спланировать дальнейшее строительство поселка установив точное место под селитебный участок и зону строительства предприятий, имеющих промышленное значение.
4. Директору лесопункта приостановить дачу разрешений на строительство частновладельческих домов впредь до утверждения плана строительства поселка и утверждения ВЦИК об организации рабочего поселка.
5. Указать Селтинскому Райисполкому и Узей-Туклинскому сельсовету Селтинского района на полное отсутствие руководства поселком, предложить последнему взять под непосредственное руководство впредь до оформления рабочего поселка.
П\п Председатель Облисполкома – Секретарь Облисполкома - (Белослудцев)» ЦГА УР. Ф.Р-195. Оп.1. Д.1465.Л.41.
(Продолжение следует) Автор - краевед, исследователь, ветеран железнодорожного транспорта
Сергей Анастасин