Рекламный баннер 990x90px ban1
102.58
107.43
Рекламный баннер 728x90px main1

К 150-ЛЕТИЮ МУШКОВАЙСКОЙ ШКОЛЫ

К 150-ЛЕТИЮ МУШКОВАЙСКОЙ ШКОЛЫ

«До появления в Малмыжском уезде земских училищ очень короткое время существовала в Мушковае неорганизованная церковная школа. Земство взяло её на своё содержание. 1 января 1896 года земское училище, вследствие малочисленности учащихся, прекратило своё существование, и снова начала свою деятельность Мушковайская церковно-приходская школа. В 1898 году уездное земство открыло свою школу в деревне Каркалае Мушковайского прихода, но через год и её закрыло по той же причине (малочисленности учеников). До 1906 года там, вместо земской, действовала школа грамоты, но за недостатком местных церковных средств и она преждевременно погибла. Приход остался с одною сельскою школой.

Обычно принято считать, что дети школьного возраста составляют 8 % общего числа жителей. Беря эту норму, имеем на весь мушковайский приход детей школьного возраста 122 человека. В действительности же обучалось в Мушковайской школе человек 30 – 35. Малочисленность учащихся имела своей причиной разбросанность деревень, отсутствие при школе общежития и крайнюю тесноту школьного помещения.

Во многих сёлах Вятской губернии устраиваются так называемые «мирские избы», то есть квартиры для дальних деревенских прихожан. Вот в такой-то избе и помещалась единственная в Мушковайском приходе церковно-приходская школа. Это старое, покосившееся, низенькое здание очень неживописно расположилось у самой церкви. Войдя зимою в эту избу, вы прежде всего видите чёрный, как воронёная сталь, местами прогнивший пол, закоптелые пыльные стены, огромную русскую печь, усыпанную тараканами, и постоянного обитателя этой избы старика, церковного сторожа, механически ковыряющего лапти. Дневной свет с трудом пробивается в небольшие, полузамёрзшие окна. Это первая, мирская половина здания; она же и церковная сторожка. Вторая комната, непосредственно примыкающая к первой, занята классом. Здесь немного почище и как будто посветлее, но только духота одуряющая. Ребята вялые, бледные. Учительница тоже бледная, лишь с лёгким румянцем от волнения; она говорит, что в школе действительно душно, но ей ничего, хорошо, что она уж привыкла. Конечно, к чему не привыкает человек? Но только от души было жаль и её, и ребят…

Года четыре тому назад приехал в Мушковай новый священник. Несомненно, сжалось от боли его сердце, когда он в первый раз увидел маленькую церковь и жалко наклонившуюся к ней «мирскую избу» с длинной, облинявшей вывеской «Церковно-приходская школа». И вот стал он собирать церковные сходы, стал уговаривать своих прихожан построить новое, лучшее здание для церковно-приходской школы.

Угрюмо молчат почтенные старики, мнутся мужики помоложе: «Хорошо бы построить, да денег, вишь, нет! Нынче, сам знаешь, какие годы пошли!» а батюшка снова и слёзно их просит: «Пожалейте малых ребяток! Спасибо вам скажут, помолятся Богу за вас». Нечего делать, уважили батюшку, наладили приговор, что бесплатно доставят для школы в потребном количестве лес, пожертвуют из суммы попечительских сотню рублей и обязуются выполнить все земляные работы. Местный церковный причт отрезал под новое здание лучший участок земли. Послали ходатайства к начальству о денежном пособии на постройку. Прошло несколько месяцев в напряженном ожидании. Наконец, училищный совет при Святейшем Синоде прислал тысячу рублей. Закипела работа.

К началу 1906-7 учебного года поспело новое здание. Главным фасадом глядит оно на святой Божий храм, а южными окнами обратилось к большой крестьянской улице, кривою линией раскинувшейся тут же, под горой. Здание выстроено из прочного леса, на высоком каменном фундаменте. Красивое парадное крыльцо ведёт в просторную раздевальню с коридором. К ним примыкают две больших классных комнаты, два общежития (отдельно для мальчиков и девочек) и уютная учительская квартира. Во всем комнатах от полу до потолка целых шесть аршин; окна большие, свету довольно; вентиляция хорошая. Четыре печи дают зданию достаточно тепла. Здание покрыто прочною железною крышей.

Разумеется, на тысячу рублей такого здания не построить: кроме лесных материалов израсходовано 1978 рублей 60 коп.; тысяча дана из Синода, а 978 рублей с копейками потрачены из местных церковно-попечительских сумм. Для бедного сельского попечительства это слишком большая сумма.

Обрадовались деревенские ребята; не успели открыть приём учеников, а они уже сами прибежали, просят принять их в новую школу. Сразу наполнились обе классные комнаты. Зазвенели молодые, бодрые голоса! Тепло в школе, чисто, светло и просторно. Радуется и батюшка на ребят: «Те, да не те!». Накануне праздников ребята и домой не торопятся: уютно и тут, в общежитии.

Но, видно, так уж устроено: не успеет радость прийти, а беда уже следом за нею крадётся. Давали мужики денег на школу и думали, что казна возместит их расходы, а вышло пока не по «ихнему»: Синодальный Совет отказал во вторичном пособии; а Братство, заведующее церковными школами, само живет упованиями на «местные церковные средства». Пошёл среди крестьян ропот на батюшку: «Это он смутил народ строить школу, это он разорил казну церковную!». Нашлись и благоразумные мужики; стали уговаривать недовольных: «Полно-те, ребята! Батюшка добра нам желал, добро и сделал; Бог даст, наше вернётся». Снова составили от «мира» прошенье и отправили в Братство: авось, Бог поможет охлопотать пособие.

А ребята и горя не знают, не нахвалятся новою школой, не налюбуются на неё. Большими вырастут, отцам своим спасибо скажут, а батюшка уедет от них (не живут здесь подолгу священники) – и его добрым словом помянут».

Вятские епархиальные ведомости, 1907.

Выпуск № 35

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3