Рекламный баннер 990x90px ban1
96.09
104.4
Рекламный баннер 728x90px main1

#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртии #Стальные_люди_стальной_магистрали

#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртии #Стальные_люди_стальной_магистрали
Время неумолимо бежит вперед, оставляя за собой цифры на циферблате, как годы на календаре. 2022 год, село Кильмезь, а для меня, потомственного железнодорожника в третьем поколении, все же станция Кильмезь.Сколько тружеников стальной магистрали прошло через эту станцию? Не перечесть, так же, как и работников Сюрекского леспромхоза, без которого не было бы станции Кильмезь.

Здесь работали и многие родственники нашей династии железнодорожников, которая насчитывает около двухсот семидесяти лет.

Много зим прошло с того январского дня 1943 года, когда первые составы с лесом отсюда отправились в свой путь, длиною 148 км, до станции Ижевск-3, где располагались оборонные заводы.
В четной горловине станции Кильмезь с пустыми глазницами окон, возле стрелочного поста №2, немым свидетелем, обожженное солнцем, стоит одинокое дерево…
Речь идет о разновидности тополя из семейства ивовых, его называют осокорь (черный тополь), в простонародье - ветла. Это дерево размножается и растет в чистых экологических районах. На берегах рек Кильмезь, Вала, Вятка их очень много.
Попадаются экземпляры в три-четыре обхвата, а свежих порослей нет.
Осокорь очень быстро растет, почки его целебные, обладают бактериологическим свойством. Он растет до 300 лет.
В старину из этого чуда природы делали лодки (долблёнки), ложки, чашки, так как структура дерева мягкая и вязкая.

Много повидало на своем веку это могучее, с большими ветвями, дерево. Росло в нетронутом лесу, где было много лесных жителей, слышало и соловьиные трели и токование глухарей, встречало рассветы, провожало закаты. Каждую весну осокорь распускал листву и становился еще более могучим и приветливым.
Пришли люди в 1942 году и началась заготовка древесины для нужд нашей страны. Время диктовало свои условия и задачи, как в военное время, так и в мирное.

Повидал осокорь и строителей железной дороги Ува-Кильмезь и первых заготовителей леса, пришедших из близлежащих деревень.
После Великой Отечественной войны станция Кильмезь и леспромхоз продолжали работать, развиваться. Строилась узкоколейная железная дорога, шел сплав леса по реке Кильмезь. И дерево с каждым годом набирало силы, мужало, радовалось солнцу и прошедшему дождю.
Ветви на ветру, словно, натруженные руки приветствовали прохожих, встречали и провожали поезда, а паровозы отвечали ему протяженными гудками, словно приветствовали его.
Как могучий осокорь, росли и мужали поселок Кильмезь и легендарный леспромхоз с его тружениками - заготовителями леса.

Проходила осень, и листва потихоньку осыпалась, словно, стеля для дерева теплую постель. Сколько же работников леспромхоза и железнодорожного транспорта прошло на работу и обратно мимо этого безмолвного свидетеля того времени!
И вот остался осокорь в одиночестве, только молоденькие березки выросли вокруг и водят хоровод вокруг него.
Скучно ему стало, не так уже наслаждается солнцем и пением птиц. Нет той прыти, как раньше, шелестеть листвой на ветру.
Исчез вокзал, опустел перрон, паровозы уже не приветствуют его гудками. Не слышна круглосуточная маневровая работа станции Кильмезь и команда строполей на погрузке: «Майна!» (вниз), «Вира!» (вверх).

Путейцев, ремонтирующих пути, тоже не видно. Только проходящие бабушки, идя в магазин за продуктами, низко кланяются ему и со слезами на глазах вспоминают свою молодость и трудовые годы.
Стой же, могучее дерево еще многие годы, как живой свидетель истории поселка и станции Кильмезь, как напоминание о той, нелегкой, порой трагической судьбе людей железнодорожного транспорта и работников Сюрекского леспромхоза.
Автор - Сергей Анастасин.

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3