#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртии #Стальные_люди_стальной_магистралиМного лет прошло с той кровопролитной войны с фашисткой Германией. Мы всегда помним о тех солдатах Победы, о тружениках тыла. Им пришлось героически сражаться, восстанавливать народное хозяйство Советского Союза. Таких солдат победителей на железнодорожной ст. Ува было достаточно.
Одним из них был дядя Вася, так мы, дети железнодорожников, называли его. А взрослые обращались по имени и отчеству, потому что он был одним из старейших машинистов станции Ува.
Василий Никифорович Воробьев родился в 1911 году в Ульяновской области Сасовского района д. Ковылкино в многодетной семье (12 детей). Василий - свидетель революции (1917 г.), Гражданской войны, коллективизации. «Учиться грамоте не пришлось, так как время было трудное, голодное,» - вспоминал Василий. Закончил один класс в г. Алатырь Чувашской АССР в 1925 г. В 1930 году Василия Никифоровича призвали в ряды рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА). Служба проходила в Туркестане, где еще орудовали банды басмачей.
На железной дороге Василий Никифорович начинает трудиться в 1937 году в должности кочегара на паровозе Чимкенской железной дороги, в том же году его переводят помощником машиниста.
Курсы машиниста проходил на ст. Аягуз (Чимкенской железной дороги). Почти всю Великую Отечественную войну работал машинистом паровоза депо г. Чимкент Туркестано-Сибирской железной дороги. Водил грузовые поезда, также вывозил раненых в тыловые эвакогоспитали. 17 октября 1944 года Воробьев В.Н. был призван на фронт Чемкенским РВК Казахской АССР. Воевал в 226 гвардейском стрелковом Лодзинском полку 74 гвардейской стрелковой Нижнеднепровской ордена Богдана Хмельницкого дивизии. В 1944 году дивизия участвовала в Люблин-Брестской операции, Висло-Одерской стратегической операции, освобождении Польши.
В апреле 1945 прорывала оборону врага на Зееловских высотах, принимая участие в Берлинской стратегической операции.
Участвовала в освобождении городов Познань, Лодзь, взятии Кюстрина. 25 апреля 1945 года был ранен в правую кисть и предплечье. После лечения в госпитале вернулся 7 октября 1945 года в г. Алатырь домой. Награжден медалью «За отвагу» в 1945 году, юбилейным Орденом Отечественной войны I ст. в 1986 г.
В 1948 году судьба Николая Федоровича связала с Ижевским отделением Казанской железной дороги станцией Ува, где до выхода на заслуженный отдых работал машинистом паровоза, водил грузовые поезда по участку железной дороги Ижевск-Кильмезь. Первое время семья жила по ул. Станционной в железнодорожных домах. На этой улице жили работники жд ст. Ува Северюхины, Ломаевы, Егоровы, Байковы, Максакова, Мальковы, Чернышевы, Кащеевы, Мансуровы, Лукъянченко и много других.
Василий Никифорович построил дом для своей семьи, который сохранился до сих пор. На участке этого дома посажены 3 березки, около них он любил вспоминать о детстве, о трудных военных годах.
Воробьев Василий Никифорович со своей женой, Екатериной Федоровной, воспитали 4 детей, дали им образование. За многолетний добросовестный труд был награжден орденом «Знак Почета», медалью «Ветеран труда», почетными грамотами и ценными подарками.
Благодарим Кудрявцеву Тамару Васильевну (дочь В. Н. Воробьева) за вспоминания о своем отце.
Автор - Сергей Анастасин.