#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртии #Стальные_люди_стальной_магистралиСудьба.
У каждого человека – своя судьба, свой смысл в жизни и своё место для подвига. И это не зависит от того, когда он его совершил:
в мирное или лихое время.Ещё много остаётся белых пятен в жизни людей старшего поколения, не всё мы знаем о тружениках трудового фронта, но то, что нам дано знать о них, прошедших горнило многих войн, то это- закалённые люди, выкованные, словно из стали, которые своим героизмом на фронтах Великой Отечественной войны, трудясь в цехах заводов, на колхозных полях ковали победу. Делали невозможное во имя счастливого будущего.
Мне хочется рассказать о непростой судьбе Петрова Николая Фёдоровича, участнике Великой Отечественной войны, многодетном отце и его семье. Николай Фёдорович родился в Ижевске 28 апреля
1924 года в семье рабочего, проживающего на станции Пестовка Узгинской железной дороги. Его отец, Фёдор Петрович Петров, родился в 1884 году в д. Морозово, Тверской губернии. Нелёгкая судьба коснулась и этого человека. Служил на Балтийском флоте, был участником штурма Зимнего дворца в 1917 году. Фёдор Петрович был направлен вести агитацию по установлению Советской власти на заводах г. Ижевска, проводил собрания и митинги, одновременно работал на Ижевском пруду котельным машинистом парохода «Свобода».
Не успело отгреметь революционное время, как началась кровопролитная гражданская война. В 1920 году судьба связывает его с Узгинской железной дорогой ст. Пестовка, где Фёдор Петрович начинает работать машинистом водокачки, снабжая паровозы водой.
В то время он знакомится со своей будущей женой Нюрой, уроженкой деревни Русская Лоза. Молодые поженились, жили трудно, но дружно. В 1929 году семью Петровых переводят на ст.Нылга, где так же была достроена и запущена в эксплуатацию железная дорога Ижевск – Ува, которая до 1927 года считалась конечной. К тому времени в семье уже было три сына. На станции Нылга жили в бараках, которые были построены не только для железнодорожников, но и для заготовителей леса. Каждая семья вела своё хозяйство. Держали коров, поросят, кур, саживали овощами огороды. Электричества тогда не было, в тёмное время суток пользовались керосиновыми лампами.
Жизнь шла своим чередом, в семье Петровых подрастал сын Николай. В основном почти все семьи железнодорожников были многодетными, трудолюбивыми и дружными. Летом работали и взрослые и дети: ловили рыбу в реке Нылга, занимались заготовкой ягод и грибов, которых в нетронутой тайге было великое множество. Трудились, росли, взрослели дети на примере своих родителей. Сын Фёдора Петровича, Николай Фёдорович, вспоминал те далёкие 1930-ые годы, когда он, будучи ребёнком, был свидетелем раскулачивания зажиточных крестьян, коллективизации, индустриализации страны, в том числе и в Удмуртской Республике.
В 1930 году началось строительство станции Областная и Областновского леспромхоза, являющимся одним из главных поставщиком дров, делового леса для Ижевских заводов и ТЭЦ. Из этого леса строились жилые помещения (бараки), конные дворы, контора, больница, школа, радиоузел. Посёлок разрастался. На работу в леспромхоз приходили вольнонаёмные рабочие из ближайших деревень. Целыми эшелонами приезжали люди по трудоповинности, семьи из Татарстана, Украины, Киргизии. На станции по субботам и воскресеньям устраивались большие базары. Сюда приходили и приезжали на лошадях люди из дальних и ближних деревень: Мушковая, Каменного, Богородского, Надежденского. Продавали и покупали сельхозпродукцию, домашнюю утварь. Народ жил скромно и дружно, никто никогда не роптал.
Время шло. В 1931 году Николай пошёл в 1 класс Областновской школы. От станции Нылга до ст. Областная приходилось идти пешком по железной дороге почти 3 километра, чтобы добраться до школы. В зимние морозы дети в школу не ходили. Но разве удержишь сорванцов дома?! Дети выходили на улицу, организовывали игры, бегали, катались с гор. В 1932 году родители Николая купили сруб-амбар в деревне Вамья. За лето сруб перекатали в дом и поставили его около железнодорожного переезда. В том же году Николаю посчастливилось посмотреть немое кино, которое крутили на полустанке Квака, что в 4-х километрах от станции Областная. Впечатления от просмотров кинофильмов остались в памяти надолго. В Кваке находилась колония для заключённых, которые заготавливали лес.
Вскоре родители Николая переехали на станцию Областная, в семье Фёдора Петровича и его жены Петровой (Стерховой) Анны Ивановны было уже шесть сыновей: Михаил, Николай, Володя, Василий, Геннадий и Леонид. Фёдор Петрович так же работал на водокачке железной дороги у реки Нылга, а жена занималась детьми и вела домашнее хозяйство. В 1936 году выдалось жаркое лето, засуха привела к неурожаю зерновых, с хлебом было очень плохо. Детям приходилось ездить в Ижевск и выстаивать огромные очереди, чтобы купить хлеба, да и хлеб давали по буханке в одни руки. А осенью 1938 года начались страшные пожары, горел лес. Жители Областной рассказывали, что это было настоящее вредительство. С 1935 года железную дорогу Ижевск – Ува перешили на широкую колею (стандартную, 1524 мм), пошли большие паровозы серии ОВ и ОД. Водокачку перенесли к железнодорожному мосту реки Нылга, который охранялся.
Шёл 1939 год. Сын Фёдора Петровича, Николай, закончил 7 классов, это считалось неплохим образованием для тех времён. По окончании школы он поступил на работу в 83 Управление паровозного депо на Ижевский металлургический завод №71 арматурщиком по ремонту паровозов. Пришлось снимать квартиру, которую предоставил Старцев Александр Александрович, виртуозно играющий на трубе в Летнем парке им.Максима Горького. К 1940 году жизнь стала налаживаться, жить слало легче и лучше, в магазинах еще не хватало одежды, поэтому приходилось беречь то, что было. Тогда отец и сын работали вместе в одном 83-м Управлении при заводе, оба были на хорошем счету.
Автор - Сергей Анастасин. Продолжение следует.