#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртииКоллектив станции Ува-1 празднует в этом году 95-летие со дня основания. Большой материал был подготовлен в
«Увинской газете» Сергеем Анастасиным, а помогла ему журналист
Ирина Редькина, профессионал своего дела, большая умница и доброй души человек.
Месяц назад Сергей Владимирович появился в редакции с предложением разместить на газетных полосах некоторые свои материалы о ветеранах станции Ува. Получился целый цикл в канун профессионального праздника - Дня железнодорожника, который по календарю в первый выходной августа. От того, с каким интересом рассказывал Сергей Анастасин о своей новой деятельности - краеведческой работе, появилась мысль познакомить читателей с самим автором. И первый вопрос к нему был как раз о выборе профессии.
- Вопрос вообще не стоял, едва ли не в утробе матери решил, что стану продолжателем династии, которую основал еще дед. Мама и сама работала на железной дороге. Весь коллектив станции с нами - малышами - нянчился. Как когда-то колесил по станциям республики дед, так же переезжала и семья отца. Куда его назначат, туда и мы отправляемся.
Сейчас думаю, что с одного такого назначения всё и началось. На станции Полянки это было. Сами Полянки - густой лес. От крыльца через два метра уже дебри. Мама только выскочит туда - уже полные корзинки грибов несёт. Мне как раз лет пять. Первые самые яркие воспоминания. Семья поднимала баню, Брёвна толстенные. Одно не удержали мужики, а я, маленький, под него и попал - ноги переломало. Отец тут же меня в охапку. Как раз товарный в Кильмезь идёт - остановил, меня загрузили - и в больницу. Там гипс наложили. Ноги зажили, а память осталась. Говорят, долго ещё во сне кричал: “Баня падает!” Воспринял поезд тогда своим спасителем. Наверное, с тех пор поездами и восхищаюсь.
- 35 лет - стаж работы, на какой должности начинали?
- Если быть точным, то 34 года и 10 месяцев. Мы всегда возле родителей крутились, хотя из нас продолжил тут трудиться только я, братья и сёстры выбрали другую стезю. Устроился после 10 класса помощником машиниста мотовоза. Своя специфика была - уезжали на неделю, домой не попадали. О дипломе, о специальности тогда говорить не приходилось, уже тех, кто устраивался посылали на курсы, а многие самоучками были. Хотя и тогда поступали в профильные учебные заведения в Агрызе, Муроме. Через три месяца в армию, а после службы двадцать дней отдохнул и снова устроился на станцию Ува.
Снова на мотовозе, снова командировки недельные. А как семья появилась, не захотел жену с маленькими детьми оставлять надолго. Так стал помощником составителя поездов. Потом и составителем. В то время уходили составы на Кильмезь, Вавож, Ижевск. Тогда и заочно образование получил в городе Алатырь. Никогда не хотел быть начальником, всегда с удовольствием работал простым рабочим. Связано это ещё и с тем, что не хотел никогда из Увы переезжать. Тут родился, всё нравилось. С удовольствием вспоминаю, как дружно жили семьи железнодорожников по улице Станционной.
- Сегодня не ходят составы на Кильмезь и на Вавож. Раньше всё насыщеннее было?
- Работа наша считалась вредной - в любое время суток, в любой сезон при любой погоде были мы на улице. Поэтому на пенсию выходили раньше.
Утром придёт разборка с чётным поездом.
- А что это за чётный поезд?
- Все поезда со стороны Москвы - чётные, в обратную - нечётные.
Так вот придёт разборка в 45 вагонов. Мы - составители - их по путям разводим.
На нашей станции всё понятно, куда, когда, как. А был опыт работы на крупных станциях Ижевск, Позимь, Кварса. Так там в первые разы пришлось поволноваться. Движение насыщенное. Мы на период учёбы и стажировок местных составителей их заменяли.
У нас свой язык: днем - флажки, рация, ночью - фонари. Своя сигнальная система оповещения.
- Какие традиции особенно дороги сердцу?
- Всегда выдавалась форма: рабочая и парадная. Когда построили так называемый железнодорожный дом № 28 по ул. К.Маркса, многие семьи сюда переехали. Вот утром выходишь на смену, а нас несколько десятков человек, и все в форме - торжественно всегда смотрелось.
На все демонстрации, субботники дружно выходили. Дети с нами, сами в форме, нас несколько десятков человек. Сейчас, к сожалению, уходит эта традиция, меньше стало рабочих, молодёжь сложнее организуется на совместные выходы. Нет у них ощущения, что железнодорожная станция - лицо посёлка. Когда
просматриваю старые подшивки газет, всегда нахожу поздравительные статьи в канун праздника от начальников станции тех лет. Хочется, чтобы эта традиция сохранилась.
Я воспринимаю железнодорожные пути по стране как артерии в теле человека. Ощущение, что они пересыхают.
- Как появилось у вас новое увлечение - исследовательская работа?
- 80-летие станции отмечали, так в выступлениях всё про современное состояние говорили и совсем мало коснулись истории. Решил сам больше разузнать - в музей зашёл - там сказали, что кратко в книге Подшивалова про открытие станции есть. Однажды краеведа нашего Александра Пудова встретил. Знал его только в лицо, но рискнул обратиться на улице. Говорю: “Нашёл такой факт, что на строительстве участка Кильмезь станции Ижевск было задействовано до 1400 голов лошадей в сутки”. Пригласил он меня на краеведческую конференцию. С тех пор я подробно занялся поисковой работой. Езжу в архивы, изучаю подшивки районной газеты середины прошлого века, встречаюсь с потомками первых железнодорожников. Начал с деда, искал фото, на них увижу рядом с ним рабочих, выясняю подробности, их имена.
- Чем вас наполняет ваша новая деятельность?
- Честно если, такая зависимость, что остановиться невозможно. Бывает на день затмение падёт - не хочу больше заниматься. А день пройдёт - и снова манит. А когда какой-то факт интересный найдёшь - такой богатый становишься, как будто у тебя полный карман денег.
Сейчас хочется делиться всем накопленным, найденным. В этом году тесно сотрудничаю с нашим железнодорожным музеем в Ижевске. К ним обратился, они поддержали меня и на 9 Мая в фондах подобрали материалы Так открылась выставка в столице. Эту выставку увидят вскоре увинцы.
Сначала в честь 95-летия станции Ува разместим её у себя в административном здании. А потом с начала учебного года смогут узнать об истории железной дороги школьники и все жители. Экспозиция переедет в музей.
- Что нового в работе на сегодня?
- В Инге в сторону Кильмези есть старые рельсы, узкоколейка. Спрашиваю: у вас станция была? Нет, говорят. А тут на фото в архивах наткнулся. На обороте: “1956 год” и подпись “Начальник станции Инга”. За это зацепился и стал раскручивать: раз есть начальник, значит и штат был. Ищу сейчас тех, кто там работал. Так по фото, по случайно услышанным фразам углубляюсь в те или иные факты. Коллеги, с кем вместе работали, говорят, не тем занимаюсь, про современное нужно писать, про нас. Но мне хочется, чтобы всё в нашей памяти осталось, даже то, что уже стало забываться. Про первых рабочих совсем мало кто что помнит.