#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртииВыдающимся купцом из числа удмуртов являлся Иван Антонович Ирисов (1860-1922). Это уже иной, пореформенный период, во многом более благоприятный для провинциальных предпринимателей-"инородцев". И.А.Ирисов, известный также под родовым именем Иван Шапей, широко действовал по всему Поволжью и Прикамью, но был приписан как купец второй гильдии к Малмыжу, а "родовым гнездом" имел село Новый Мултан Малмыжского уезда.
Там у него были магазин, склады, пункты для приема, сортировки и упаковки льна и т.д. Ирисовский товар доходил до Казани, Нижнего Новгорода и даже Германии: Взамен землякам поставлялись всяческие деликатесы (в том числе "колониальные товары") и модные изделия (так сказать, "парижский шик").
Новый Мултан. Храм и семинария. Один из центров православной удмуртской культуры и строительства национальной церкви - село Новый Мултан Малмыжского уезда. Слева от Покровской церкви - здание церковно-приходской школы (1853 г., второй этаж надстроен в 1898 г. на средства И.А.Ирисова), в которой усилиями православных активистов-удмуртов открылась первая удмуртская учительская семинария (позже - педагогический техникум). Ее первым директором стал Ф. Н. Шкляев, а среди учителей был Кузебай Герд.
Насколько я знаю, в селе Новый Мултан Увинского района память о выдающемся удмурте, купце и просветителе, никак не увековечена: ни названием улицы, ни мемориальной доской. Между тем именно он был одним из родоначальников удмуртского национального образования. Летом 1918 года И.А.Ирисов предоставил настоятелю местного храма Покрова Богородицы 25 тысяч рублей для строительства первой "вотской учительской семинарии". Сейчас это уже педагогическое училище (но переехавшее в Можгу), ставшее в 1930-1960-е годы настоящим "питомником" удмуртской творческой интеллигенции (литераторов, этнографов, археологов и т.д.).
Настоятелем же новомултанского храма был тоже удмурт, главный инициатор устройства семинарии Петр Федорович Леконцев (1889-1937), расстрелянный большевиками по идеологическим мотивам, несмотря на то, что батюшка вынужден был одно время состоять секретным осведомителем НКВД.
Оба новомултанца, Ирисов и Леконцев, были в числе 78 делегатов Первого всероссийского съезда удмуртов, проходившего с 26 по 28 июня 1918 года в Елабуге. Именно там впервые ставился вопрос о национальном возрождении удмуртского народа, причем не по большевистскому рецепту. Делегаты елабужского форума еще не шарахались от человека в священнической рясе или купеческой поддевке. Примечательно, что И.А.Ирисов пытался на съезде воодушевить соплеменников идеей создания Удмуртского банка и удмуртского кооператива: Но времена уже начинались крутые, по удмуртским селам шастали революционные продотрядовцы с пулеметами, и о благих экономических начинаниях пришлось забыть.
Естественно, во время разгоревшейся вскоре гражданской войны купец-удмурт оказался в рядах "белых" - в Народной армии Прикамья, защищавшей всенародно избранное Учредительное собрание. Отступая с Народной армией, лучшим украшением коей была Ижевско-Воткинская дивизия, И.А.Ирисов оказался в Сибири, где и скончался в 1922 году под Иркутском.
Еще до основания "вотской учительской семинарии" И.А.Ирисов затратил немалые средства на строительство земской больницы в селе Селты и на ряд школ в Малмыжском уезде. У него был опыт заключения сделок на биржах крупных ярмарочных городов и использования помощи банков. И.А.Ирисов состоял членом Купеческого банка в Казани с паевым капиталом в 40 тысяч рублей. Купеческое сообщество в чем-то традиционно придерживалось острой конкуренции, но нередко и прибегало к взаимовыручке. В общениях на биржах, в банках и на ярмарках вызревал российский класс предпринимателей.
Очень важно то, что плюс ко всем своим достоинствам новомултановец был еще и церковным старостой в родном селе. Как и в случае с глазовцем И.С.Волковым, национальное предпринимательство было порождено православным миссионерством. Иного пути, собственно говоря, тогда и не было. Осенью 1890 года добропорядочный христианин Иван Ирисов приветствовал в родном храме протоиерея Иоанна Васильевича Капачинского (1819-1907) такой речью на удмуртском языке, прекрасно освоенном русским батюшкой: "Когда ты пришел сюда, мы были вполне вотяки: воршуду и кереметю молились. Ты вывел нас к свету. В настоящее время мы сами как истинные христиане, как русские сделались".
Сделаться "как русским" - значило для тогдашних удмуртов еще и сделаться предприимчивым, расчетливым и деловым, но сугубо православным.
Очевидно, нынешний идеал - "сделаться как американец"?
Евгений ШУМИЛОВ, доктор исторических наук
http://uralistica.com/profiles/blogs/udmurtskie-kupcy Удмуртские купцы
uralistica.com