#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртииЦикл публикаций о истории сохранившихся зданий Покровского храма в с. Новый Мултан.
Первое, что бросается в глаза при подъезде к Новому Мултану, – это сельский пруд: большой, красивый, с голубой от отражающегося в нейПоказать ещё в солнечную погоду неба гладью воды.
Сразу за плотиной, делая небольшой изгиб в северо-восточном направлении, дорога уходит в гору. И тут, по правую руку от дороги, на самом подъёме, ещё всего лишь пару лет назад непременно можно было заметить два двухэтажных дома старинной – по всей видимости, ещё дореволюционной – постройки. Они настолько притягивали взгляд своей индивидуальностью и – одновременно – таким внешним сходством между собой, что невольно хотелось к ним подойти, рассмотреть их поближе.
Не удержался от этого и я, когда увидел эти дома впервые, в 1995-м году. То же самое делаю каждый раз и теперь, хотя бывать доводится в Новом Мултане гораздо чаще, чем ещё несколько лет назад. И каждый раз испытываю при этом какое-то внутреннее волнение…
Чем же они так необычны?
При внимательном взгляде на эти здания почти сразу замечаешь, что единственное принципиальное различие в их внешнем облике (и это бросается в глаза) заключается в том, что правый дом полностью сложен из кирпича, а у левого каменным является только первый этаж; второй же срублен был когда-то из дерева и, судя по всему, почти сразу обшит профильными досками. Причём, самым интересным в архитектуре домов является то, что идентичны друг другу не только их первые этажи. Оба вторых этажа, включая декоративные элементы фасадов и башенки крыш, практически, тоже повторяют друг друга. И это несмотря на то, что основным материалом для одного из них послужил кирпич, а для другого – дерево!
Однако это ещё не всё.
Прямо между этими домами буквально втиснуто безликое двухэтажное здание из серого силикатного кирпича, представляющее собой яркий – как бы странно это ни звучало рядом с определением “безликое” – образец классической постройки 70-х годов ХХ века. Оно настолько выпадает из объединяющего оба старинных здания стиля, что остается только гадать, какими архитектурными принципами руководствовались те представители советской эпохи, которые принимали решение о его строительстве.
Хотя… многое становится ясным в причинах появления здесь этого немого свидетеля скудости архитектурной мысли, если вспомнить, что на этом самом месте, между домами, когда-то величаво возвышалась 36-ти метровая колокольня, в нижнем ярусе которой располагался главный вход в самую большую и красивую в округе пятипрестольную Покровскую церковь, вмещавшую под своими сводами во время церковных праздников до 2-х тысяч прихожан, что стекались сюда под звон всех её одиннадцати колоколов, самый главный из которых – воскресный, с литыми изображениями Богоявления Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, весил более 175 пудов, (или около 3-х тонн) и был слышен на многие и многие вёрсты вокруг.
Как и многие другие храмы Удмуртии, этот храм, вместе с колокольней, был снесён в годы всеобщей атеизации общества и возведённой в ранг государственной политики борьбы с религией и её представителями. Этот скорбный процесс был особенно активен в 1937-1941-м годах, а затем продолжен в начале 1960-х, когда в республике около 300 зданий церквей сначала были разграблены, а затем необратимо искажены или полностью разрушены. А поскольку церковь всегда было образующим центром и главным отличительным признаком любого села, их повальное уничтожение приводило к его обезличиванию, потере индивидуальности. Как результат, застройка Удмуртии утратила самые яркие композиционные узлы, которые так и не были восполнены равноценными произведениями советской архитектуры, а в сёлах после уничтожения храмов практически ничего больше не строилось по индивидуальным проектам профессиональных архитекторов.
После сноса церкви в Новом Мултане место между нашими зданиями и за ними как-то сразу опустело и осиротело, и сама эта пустота стала служить немым укором тем, кто решился лишить село его главной достопримечательности. Одновременно с разрушением здания самой церкви, было уничтожено и находившееся при ней кладбище, на котором хоронили её священников и самых уважаемых жителей села. Вместе с этим кладбищем исчезла и могила моего прадеда, настоятеля Покровской церкви с. Новый Мултан с 1 января 1917-го года, о. Всеволода (Кибардина), умершего от тифа после причащения одного из прихожан, и похороненного здесь в 1920-м…
В том числе и для того, чтобы ничто уже не напоминало о содеянном ею грехе, советская власть и решила заполнить пустоту, зияющую между чудом оставшимися не тронутыми домами, новой постройкой.
А поскольку в сёлах после уничтожения храмов, практически, ничего более не строилось по индивидуальным проектам профессиональных архитекторов, в них стали появляться в огромном количестве типовые здания и сооружения – серые и по цвету, и по стилю, среди которых “безликое” мултанское – лишь одно из многих.
Однако не поиски ответа на вопрос о причинах его появления являются нашей сегодняшней целью.
Наша цель – сами старинные здания Нового Мултана. Кто, когда их построил, на какие средства, кому они принадлежали? И – главное – как складывается их дальнейшая судьба сейчас, когда XXI век уже твердо вступил в свои права? – Вот тот примерный перечень вопросов, на которые предстоит сейчас найти и, по возможности, дать ответы.
И вновь, как уже было не раз, неоценимую помощь в этом окажут нам документы, бережно сохранённые в фондах Центрального Государственного архива Удмуртской республики. (Продолжение следует)
Фото и текст Сергея Ворожцова.