Рекламный баннер 990x90px ban1
94.05
98.01
Рекламный баннер 728x90px main1

#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртии

#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртии
Цикл публикаций о истории сохранившихся зданий Покровского храма в с. Новый Мултан.

Надо сказать, что сведений об этих зданиях сохранилось не очень много. Причем, сведения эти – в основном – об их судьбе, что сложилась доПоказать ещё Октябрьской революции 1917 года. Однако, как показало время, именно эта информация оказала самое непосредственное влияние на их складывающуюся уже в наши дни историю…

Пожалуй, первую озвученную в средствах массовой информации дату постройки самых древних из сохранившихся до наших дней старых домов Нового Мултана, я прочел в 2006 году в Интернете, в статье доктора исторических наук Евгения Шумилова «Удмурты-предприниматели», опубликованной во втором номере газеты «Своё дело» за 2002 год. В ней автор утверждал, что оба здания были построены в 1853-м году.

Близкую дату – 1854-й год – называет в своей статье «Просвещение христианством вотяков Мултанского прихода Малмыжского уезда», опубликованной в нескольких номерах «Вятских Епархиальных Ведомостей» за 1900-й год, и священник Покровской церкви Василий Курбановский, определённый на эту должность в с. Новый Мултан в сентябре 1894-го года. Он, в частности, пишет: “К концу 50-х годов Мултанское духовенство начинает хлопотать… об открытии в селе приходского училища на средства Палаты Государственных Имуществ. Для училища духовенство уступает, не безмездно впрочем, один из 2-х каменных церковных домов, построенных в 1854 году”.
Итак, перед нами две версии, две даты наступления одного и того же события. Кто же более точен в своих утверждениях? Или – быть может – существуют и другие версии?...

Попытаемся найти ответ в документах, которые мне удалось обнаружить в Государственном архиве УР.
Отметим, что наиболее полная информация о той или иной церкви содержится, как правило, в так называемых “Клировых ведомостях”. Эти ведомости были введены в России в 1769 году и включали в себя небольшое описание церкви, время её строительства и освящения, сведения о священноцерковнослужителях, их жёнах и детях. Такие “списки” должны были ежегодно составлять сами служители церкви, а потому заглянем в одну из тех ведомостей, что составлена была в близкий от вероятных дат строительства интересующих нас зданий временной промежуток – в «Ведомость Церкви Покровской Малмыжскаго Уезда села Мултанскаго, о Священноцер-ковнослужителях и прихожанах к ней принадлежащих, за 1857-й год». Как следует из названия, документ был составлен спустя 3 – максимум 4 года после предполагаемой даты постройки домов. Справедливо предположить, что факт их строительства должен был найти своё отражение в описании принадлежащего церкви имущества.
Однако в пункте 9-м указанной Ведомости читаем: “Зданий принадлежащих к сей церкви, кроме деревяннаго анбара никаких нет”.

А вот это уже интересно! Трудно представить, что 8 священнослужителей и один церковный староста – а именно столько людей заверили своими подписями данную Ведомость – не заметили появления возле самого входа в церковь двух новых зданий. Так, может быть, к 1857-му году их ещё просто не было, и обе предполагаемые даты – и 1853-й, и 1854-й – неверны? Когда же, в таком случае, эти дома появились?
Попытаемся раскрыть эту загадку, изучив документы, объединённые в одной архивной папке под общим названием «Сведения о недвижимом имуществе церквей Поломского благочиния за 1860 г.» и относящиеся к тому периоду, когда Мултанская церковь находилась в подчинении Глазовского Духовного Правления в составе благочиннического округа под началом священника Троицкой церкви села Полом Глазовского уезда Петра Мышкина.

В рассматриваемом Деле собраны Ведомости, составленные общими усилиями священноцерковнослужителей всех семи церквей округа во исполнение Указа Святейшего Правительствующего Синода от 18 Января 1860 года, за № 123, о представлении “…сведений о всех вообще недвижимых имуществах, принадлежащих духовным установлениям, необходимых для соображений по разным возникающим в Синоде хозяйственным и административным вопросам”, а также Указы Правления и соответствующая переписка.

Сохранились подписи служителей церквей округа, удостоверяющие факт ознакомления их с Указом из Глазовского Духовного Правления от 11 Апреля 1860 года, за № 196, составленным – как и полагалось тогда – от имени Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского Александра II и дублировавшим суть требований Указа Синода № 123. В частности, служители Мултанской церкви, во главе со своим настоятелем, священником Иоанном Капачинским, поставили свои подписи 23 Мая 1860 г., после чего и приступили к выполнению поступившего Указа.

Составляемая Ведомость предполагала, согласно Указу, наличие шести граф, “…из коих в первой должно быть показано наименование и пространство имуществ, во второй назначение оных, в третией доходы ими приносимые, в четвертой расходы на их содержание употребляемые, в пятой как означенные имущества приобретены, т.е. от частных благотворительных пожертвований, или покупкою на собственные способы духовнаго ведомства, или если то будут земли и угодья понаделу, в узаконенную пропорцию, в шестой, сколько недостает земли до узаконенной пропорции”.

Вскоре объединённая Ведомость, включающая данные по всем церквям округа по состоянию на 1 июня 1860 года, была готова и представлена в Глазовское Правление. В графе «Наименование и пространство имуществ», под пунктом 7, читаем: “В Мултанском Покровской церкви тридцать три десятины земли, которою пользуются крестьяне без всяких с духовенством условий…”. И далее неожиданное: “…А других имуществ и угодий при сей церкви нет”.
Как же так? Неужели ни одна из предполагаемых дат строительства интересующих нас зданий настолько не соответствует истине? (Продолжение следует)
Фото и текст Сергея Ворожцова.

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3