#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртии Цикл публикаций о истории сохранившихся зданий Покровского храма в с. Новый Мултан. Продолжение.
Однако внимательное изучение данного снимка не оставляет никаких сомнений в том, что это именно одно из тех двух зданий,Показать ещё которым посвящена тема нашего исследования, а именно, здание церковно-приходской женской школы при Покровской церкви с. Новый Мултан, о которой и написал в своей статье священник Василий Курбановский.
Судя же по характерным деталям архитектурного облика здания школы, в частности, добротному деревянному пристрою, полноценным окошкам полуподвального помещения, сложенной из кирпича ограде с очень хорошо сохранившейся витой чугунной решёткой, фотография была сделана не позднее 20-х годов ХХ века и, очевидно, является самым удачным, на сегодняшний день, снимком Мултанской церковно-приходской женской школы.
Заметим также интересный факт, что, судя по информации, изложенной в уже упоминаемой ранее книге «Православные храмы Удмуртии. Справочник-указатель по документам Центрального Государственного архива Удмуртской Республики»), приход в селе Мушковай Малмыжского уезда (ныне Увинского района УР) был открыт по определению Епархиального начальства от 31 августа – 4 сентября 1871 года и в его состав, помимо самого Мушковая, вошли ещё несколько селений, ранее входивших в приход села Мултан.
В 1872-м году в Мушковае была построена деревянная церковь с одним престолом, освящённая 11 ноября 1872 года во имя святого великомученика Димитрия Солунского, ставшая приписной к Покровской церкви села Мултан. В 1873-м году она стала самостоятельной.
Однако в имеющихся в архивах документах по церкви святого великомученика Димитрия Солунского ничего не говорится о каком-либо здании, когда-либо выстроенном в селе Мушковай, хоть немного похожем на здание церковно-приходской женской школы при Покровской церкви села Новый Мултан.
Ну, а то, что оно названо в книге приписанным к церкви св. Дмитрия Солунского в Мушковае, очевидно, можно считать всего лишь досадной погрешностью уважаемого историка.
Но вернёмся непосредственно к предмету нашего исследования. Найдем ли мы ответ на вопрос, на чьи средства здания в Новом Мултане были построены, кто изначально являлся их хозяином?
Дальнейшее изучение документов показывает, что предложенные Правлением поправки помогли служителям церкви окончательно определиться с формулировками представляемой по Указу информации, и последний вариант «Ведомости о недвижимых имуществах, принадлежащих к Мултанской Покровской церкви Малмыжскаго уезда» принял, наконец, тот вид, который и поможет нам сейчас – через более чем полтора столетия после описываемых событий – расставить почти все точки над “i” в довольно запутанной, как оказалось, истории создания двух самых старинных сохранившихся зданий Нового Мултана.
Итак, в графе «Наименование и пространства имуществ» читаем: “Малмыжскаго уезда при Мултанской Покровской церкви: Пахатной земли 33 дес. Под церковию и домами и усадьбами Священноцерковно-служителей 9 десятин”. Тут же, в графе «Назначение имуществ», уточняется: “Пахатная земля отведена для пользы Священноцерковнослужителей, но оною пользуются поселяне без всяких условий”. (При таком положении дел вполне естественно, что приносимые от земли доходы обозначены духовенством, как “неизвестные”).
И, наконец, самая полная на тот момент информация об интересующих нас зданиях.
Вначале, почти слово в слово с рекомендованной Правлением формулировкой, дано их описание: “Два каменные одноэтажные дома, из коих каждый в длину 5 саженей, а в ширину 4 саженей”. Отражено также и назначение: “Один из них построен для собраний и отдохновения посещающих церковь прихожан, а в другом помещается приходское сельское училище”.
Здесь, думаю, имеет смысл немного прерваться в изучении документа, чтобы проследить историю возникновения этого училища. Это важно, поскольку Василий Курбановский в своей статье, наряду с прочим, отмечает, что именно в 50-е годы XIX века усилиями духовенства Покровской церкви школьное дело получило особое развитие, что сыграло большое значение для успехов в христианском и общем просвещении вотяков Мултанского прихода.
В частности, стараниями известного Глазовского миссионера протоиерея Иосифа Стефанова “…были выписаны и разосланы по церквям более 1000 азбук, как для обучения приходских детей, так и продажи при церквях, причем на Мултанскую церковь было получено 72 экз. азбук. Кроме того, ещё в 1850 году прислано было в Мултан 25 евангелий на вотском наречии и 50 книг начатков христ. Учения”. В этом перечне обращает на себя особое внимание то, что среди присланных книг перечислены евангелия, напечатанные не на русском, а на родном для большинства местных прихожан вотском (удмуртском) языке, что само по себе говорит о многом.
Книги эти частью употреблялись при домашнем обучении приходских детей, частью же раздавались грамотным прихожанам. Таким образом, отмечает автор статьи, дело обучения священнослужителями детей своих прихожан было в Мултане сравнительно в хорошем состоянии, чем снискало себе даже одобрение и похвалу Епархиального начальства. Именно поэтому к концу 50-х годов Мултанское духовенство начинает хлопотать, также по призыву миссионера Стефанова, об открытии в селе приходского училища. Для этого училища духовенство и уступило (как пишет В.Курбановский, “не безмездно впрочем”) один из 2-х вновь построенных каменных церковных домов. С января 1860 года приходское училище в Мултане было открыто, и наставником в него был определён 1-й священник Покровской церкви отец Иоанн Капачинский. Кстати, факт открытия училища и назначение отца Иоанна его наставником именно в январе 1860 года, то есть, ещё до получения Указа Святейшего Правительствующего Синода от 18 Января 1860 года, за № 123, о представлении “…сведений о всех вообще недвижимых имуществах, принадлежащих духовным установлениям…”, сами по себе являются прямым подтверждением того, что Глазовское Духовное Правление было заранее поставлено в известность самим Мултанским духовенством о наличии у прихода недвижимости, о которой мы и ведём сейчас разговор.(Продолжение следует)
Фото и текст Сергея Ворожцова.