#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртии #100летУваГотовимся к юбилейным датам!!!
2024 год - 100 лет п. Ува
2025 год - 90 лет Увинскому району
2023 год знаменателен в истории железных дорог СоветскогоПоказать ещё Союза, а затем и России тем, что исполняется 80 лет со дня строительства всеми забытой, особенно молодым поколением, железной дороги Ува – Кильмезь. Эта дорога также внесла огромный вклад к приближению победы над фашистской Германией как и железная дорога Ижевск – Балезино, которые строились в одно и то же время жителями близлежащих районов и других групп населения Советского Союза.
И строительство дороги и появление на карте Удмуртии нового населенного пункта - поселка Кильмезь, напрямую связано с огромными лесными массивами, которые росли на месте нынешнего поселения. И хотя железная дорога лишь крошечная часть огромной сети железных дорог, даже Ижевского отделения Горьковской железной дороги, не говоря уже о масштабах всей страны, ее строительство было засекречено. Данный гриф был снят только в 1990 году. Вот почему утверждения краеведов 1950 -1970 годов о том, что « объект начал полностью функционировать в январе 1943 года» были ошибочны. Да и вплотную этой темой никто не занимался.
Состояние транспортной системы Удмуртской Автономной области в 1930-е годы настоятельно диктовало развития всех видов транспорта и, в первую очередь, железнодорожного. Увино-Узгинская железная дорога первоначально (1929 – 1936 г.г.) находилась в ведении завода № 10, Наркомата тяжелой промышленности. В 1937 году этот завод будет разделен на заводы № 71 (металлургический), которому передадут ветку Люкшудья – Ува, и заводу № 74 (машиностроительный), которому передадут ветку Ижевск – Узгинка (Кекоран).
В годы первых пятилеток страна решала вопросы обороноспособности, поэтому встал вопрос о необходимости строительства железнодорожной ветки, связывающей Пермскую и Московско – Казанскую железные дороги. В 1932 году была запланирована перешивка древолесовозной Увино – Узгинской железной дороги (шириной 1000 мм), в состав которой и входила ветка Люкшудья – Ува, на широкую колею 1524 мм, а также удлинение ее до устья реки Лобань Кировской Кильмези и обеспечение прямого выхода всего Ижевского промышленного района на реку Кама. К 1 ноября 1932 года нужно было закончить все земляные работы, а к 1 января 1933 года открыть движение по нормальной колее (1524 мм). Но работы по перешивке шли медленно, график пробного движения переносился вплоть до 1934 года, т.к. сказывалась нехватка техники и рабочей силы, о чем свидетельствуют архивные документы.
На карте железнодорожная линия Ижевск - Кильмезь (Кировская обл.) проходит через п. Ува, как было в генеральном плане по строительству данной ж/д ветки 1939 года.
Текст С. Анастасин
http://retromap.ru/14195727_56.851224,52.154846