Рекламный баннер 990x90px ban1
95.8
99.2
Рекламный баннер 728x90px main1

#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртии #100летУва

#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртии #100летУва
Готовимся к юбилейным датам!!!
2024 год - 100 лет п. Ува
2025 год - 90 лет Увинскому району

1941-1942 годы были самыми трагичными в ходе Великой Отечественной войПоказать ещёны. Осенью 1941 года враг стоял под стенами Москвы, в блокаде был Ленинград. Летнее наступление 1942 года фашистской армии обернулось потерей новых промышленно-важных центров. В результате неудач в Крыму и под Харьковом войска Южного и Юго-Западного направлений понесли большие потери и оказались крайне ослабленными. Противник значительно улучшил свое положение и получил благоприятные условия для планируемого им крупного наступления. Под властью оккупантов оказалась территория, на которой в довоенное время проживало 40% населения Советского Союза, добывалось 63% угля, производилось 58% стали, 38% зерна, располагалась мощная машиностроительная база, в том числе и немало оборонных предприятий.

Предприятия же, которые оставались в тылу, остро нуждались в топливе. В тех местах, где были крупные лесные массивы, Постановлением ГКО были созданы лесоперевалочные биржи. Именно так, в 1942 году, появилась четвертая площадка – будущая станция Кильмезь - и пятая площадка. Доставка леса с таких бирж на оборонные предприятия осуществлялась сплавным методом в ходе весенней навигации.

Все эти площадки входили в трест «Ижлес», который, как было сказано в Постановлении Совнаркома и Бюро Удмуртского Обкома ВКП(б) от 6 января 1942 года, по существу являлись цехом заводов No 71 и No 74, обеспечивающих их топливом и древесиной. Насколько данная отрасль была важна в то время говорит тот факт, что в том же протоколе говорится о том, что трест «Ижлес» необходимо передать в ведение Наркомата Вооружения СССР. Это значит, что лес становится важным стратегическим сырьем. Об этом говорит и то, что данное постановление проходило под грифом «Секретно».
Но поскольку навигационный срок короткий – это весенние месяцы, а потребность заводов в древесине была огромной и в качестве топлива, и в качестве ложевых заготовок и в качестве спецукупорки. На снабжение заводов древесиной требовалось до 150 вагонов в сутки, поэтому в январе 1942 года было принято
решение о продолжении строительства железной дороги Ува – Кильмезь, которое было начато в 1939 году. Это строительство было засекречено, поскольку на данном Постановлении стоит гриф «Совершенно секретно», а осуществлялось оно особым строительным управлением N9 (ОСУ-9), начальником которого был назначен И.М. Соколовский, главным инженером Соколов, инженером Ф.П. Аксенов. Сроки для строительства были отпущены очень короткие.

Впоследствии инженер Ф.П. Аксенов трагически погиб, передвигаясь на мототранспортном средстве «Пионер», которая сошла с рельс и упала под откос. Он похоронен возле станции Вавож ( Можга).
Приказывалось к началу навигационного периода эту дорогу построить, а это означает, что дорога длиной в 72 км должна была быть построена за четыре, даже за три месяца. Строительство данного объекта приравнивалось к военным действиям. В Постановлении Совнаркома УР было сказано, что виновные будут привлечены к ответственности по законам военного времени. Такие сроки, конечно же, были нереальны. И строительство железной дороги не было осуществлено за отпущенное время. (Продолжение следует)
Текст и фото С. Анастасин

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3