Рекламный баннер 990x90px ban1
95.8
99.2
Рекламный баннер 728x90px main1

#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртии #100летУва

#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртии #100летУва
Готовимся к юбилейным датам!!!
2024 год - 100 лет п. Ува
2025 год - 90 лет Увинскому району
На топографическом плане станции Ува 1935 года уже нанесена широкая колея. Советом Народных Комиссаров г. Ижевска Удмуртской АССРПоказать ещё принимается постановление № 839 от 4/уп-1939 г. «О строительстве железнодорожной ветки Ува – Кильмезь». Начальником строительства назначается тов. Быдревич. Оно должно было закончиться 1 июля 1941 года, но с началом Второй мировой войны (1 сентября 1939 г.) сроки были сокращены в полтора раза, т.е. до 1 июля 1940 года, что подтверждают архивные документы (Постановление СНК г. Ижевска от 11 сентября 1939 г.)

Строительство объекта Ува – Кильмезь шло слабыми темпами. Участки были распределены по районам и сельским советам. Плохо обстояло дело и с выделением этих участков под строительство железнодорожной линии. В Постановлении СНК Удмуртской АССР № 1202 от 11 сентября 1939 года сказано: «Предупредить начальника Управления лесным хозяйством тов. Коптелова, что, если им не будет обеспечен немедленный отвод лесных участков под разрубку трассы дороги, он будет привлечен к ответственности». Постановление и разрешительные документы на разрубку этой трассы появляются только 2 января 1940 года. Сюда вошли земли колхозов Увинского района 137,05 га, в том числе пашни 64,35 га, Вавожского района 303,81 га, в том числе пашни 54,19 га, Сюмсинского района 730,83 га, в том числе пашни 132,34 га. Также вошли земли некоторых личных хозяйств. По Увинскому району деревня Рябово – 3 хозяйства, по Вавожскому району деревня Б.-Можга – 18 хозяйств, по Сюмсинскому району деревня Муки-Какси – 5 хозяйств и деревня Полянки – 2 хозяйства. Всем колхозам и личным хозяйствам, которые попали под снос, в связи с изъятием земель под строительство железнодорожной линии Ува – Кильмезь произвели выплату денежной компенсации за неиспользованные затраты. Всем районам также предложили проработать вопрос о прирезке им земельных площадей из Гослесфонда.

Объект имеет генеральную смету строительства, утвержденную 5 марта 1940 года с объемом работ 29 707 рублей. Юридическим заказчиком является трест “Оборонлес”. Для производства строительных работ на 1940 год был заключен с основным подрядчиком трестом «Союзэкскавация» договор от 10 января 1940 года об объеме работ на 9 822 рубля.

В 1940 - 1941 годах сделан большой объем работы, была частично разрублена трасса для будущей железной дороги. В некоторых болотистых и низких местах вблизи рек отсыпано земляное полотно. На участках объекта работала тяжелая техника. Грунт возили машинами, лошадями, погрузка шла при помощи экскаваторов, планировка делалась тракторами. Пеньки деревьев для будущей трассы выкорчевывались техникой и взрывчаткой. Вот что пишет газета «ЛЕНИН’Я» Вавожского района № 5(526) от 23 марта 1940 года: «Колхозники сельхозартели «Молотова» Б. Можгинского сельского совета с большой активностью работают на строительстве железной дороги. Они на производстве выполняют норму выработки. Например, колхозники Кунаев А. и Березин Н. дневную норму выполняют на 125%.
Нельзя забывать и о том, что отдельные председатели колхозов и артелей по выделению рабочей силы на строительство относятся бездушно. Руководители колхозов Б-Водзимонье Агеев и К-Ключ Осокин категорически отказываются выделять рабочую силу для строительства объекта, мотивируя это тем, что не хватает тракторов, лошадей и колхозников для полевых работ».

Выясняется, что работы шли очень медленно, руководители халатно относились к своим обязанностям. Сказывалась нехватка специалистов, техники. Повлияли и репрессии того времени.
Пока решались бумажные вопросы, приближалась Великая Отечественная война. Фашистская Германия к тому времени завоевала половину Европы, но при этом заключив с Советским Союзом в ночь с 23 на 24 августа 1939 года пакт (договор) Молотова-Риббентропа о ненападении.

Для завершения этих проектов нужно было время. Но коррективы внесла Великая Отечественная война, к которой Советский Союз не был готов. Германские войска напали на нашу страну, нарушив тем самым пакт о ненападении, но строительство железной дороги продолжалось. В 1941 году на стройку прибыла бригада специалистов в лице начальника строительства И.М. Соколовского, главного инженера Соколова и инженера Ф.П. Аксенова. Они прибыли со строительства КВЖД (Китайская Восточная Железная Дорога). Фашистская Германия основательно подготовилась к ведению военных действий на территории нашей страны, в том числе и нашей республики. К 1941 году уже были составлены полетные карты немецких Люфтваффе с указанием населенных пунктов, автомобильных дорог, заводов и даже не существующих железных дорог Ува – Селты и Ува – Кильмезь(Кировская).

Немецкие карты того времени составлены точнее и грамотнее, чем были советские. Что касается железной дороги Ува – Кильмезь(Кировская), то она на немецких картах сдвинута немного влево, но направление соответствует задуманному плану.
Строительные работы железной дороги Ува – Кильмезь(Кировская) временно приостанавливаются. Технику, лошадей забирают на фронт. В колхозах и на предприятиях остаются старики, женщины и дети. (Продолжение следует)
Текст и фото С. Анастасин

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3