#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртии #100летУва Готовимся к юбилейным датам!!!
2024 год - 100 лет п. Ува
2025 год - 90 лет Увинскому району
И все эти страшные тяготы легли на плечи жителей близлежащих райПоказать ещёонов потому, что лес необходим был стране, воюющей с фашизмом. Лес был стратегическим сырьем. Заводы Ижевска и ИжТЭЦ постоянно ощущали недостаток топлива. Дров требовалось много – почти 8 тысяч кубометров в сутки.
В металлургии имелись не только мартены, но и все виды термических и нагревательных печей. Все это работало на газе, получаемом от переработки древесины.
Райкомы партии направляли на строительство объекта коммунистов и комсомольцев, которые работали наравне со всеми, вели большую агитационную работу, выпускали « боевые листки», молнии, организовывали субботники.
Серьезные трудности пришлось преодолевать заводским железным дорогам. Перевозки грузов возросли. Не хватало людей, подвижного состава. Сковывал работу и недостаток внутризаводских путей. «Кроме того, - вспоминает бывший заместитель начальника транспортного управления С.П. Горынцев, - нам часто приходилось доставлять грузы с Казанской и Пермской железных дорог своими силами в связи с перегрузкой МПС. Эшелоны с грузами, идущими на наш металлургический завод, отцепляли на станциях за 200-300 км от Ижевска. Особенно зимой 1942 года стояли сильные морозы, угля на заводе было мало, работали прямо с колес.
Вдруг получаю извещение: на станции Киров стоят два состава с углем для нашего завода. Пермская дорога в ближайшие дни их доставить не может. Вызвал машинистов – вид у них был усталый, глаза воспалены от бессонницы. Многие из них не спали несколько суток. Рассказал о создавшемся положении и спросил: кто возьмется доставить груз?
- Разрешите мне? – вызвался машинист Георгий Федорович Митрюков.
Через 16 часов уголь был доставлен на завод.»
( Н.В. Новиков «Накануне и в дни испытаний»)
В результате всех этих усилий к октябрю 1943 года строительство железной дороги Ува – 4-я площадка было завершено. Когда государственная комиссия принимала объект, на некоторые замечания начальник строительства Соколовский И.М. ответил: «Что же вы хотите – дорогу сопляки строили, по соплям и будем ездить».
Так было положено начало Сюрекскому леспромхозу, градообразующему предприятию п. Кильмезь Удмуртская.
В нашем поселке жили и живут свидетели тех лихих лет, т.е. строители этой дороги Мужества. Это Носков Петр Иванович родился в 1928 году в д. Старая Тукля. Принимал участие в строительстве железной дороги участка пути Рябово до Малого Скалгурта в 1942 году. Субботина Мария Дмитриевна (Зыкова) родилась в 1926 году в Старозятцинском районе д. Большой Ошмесвай. Принимала участие в строительстве железной дороги на участке пути будущей ст. Сюрек в 1942-1943 годах. Сбегала домой в деревню, но только успела вымыться в бане, пришли уполномоченные и забрали обратно...
Мы, ветераны железнодорожной станции Ува, планируем поставить на привокзальной площади памятный знак или памятник, посвященный событиям тех лет.
Текст и фото С. Анастасин