#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртии #100летУва Готовимся к юбилейным датам!!!
2024 год - 100 лет п. Ува
2025 год - 90 лет Увинскому району
Железную дорогу планировали построить до села Кильмезь КировскойПоказать ещё области. Кильмези Удмуртской тогда еще не существовало, была только 4-я площадка. Вот что вспоминал строитель этого объекта Мясников Петр Васильевич, 1926 года рождения: «С весны до наступления холодов 1943 года я участвовал в строительстве железной дороги Ува-Кильмезь на участках Большая Можга, Инга как мобилизованный по линии военкомата. Жили мы на крахмальном заводе деревни Б-Можга, строили мост через речку Какможку, а лес возили для строительства моста трактором ЧТЗ из Селтинского района, т.к. в своем районе пригодного лесоматериала для строительства моста не было.
Затем мы были на выработке Ингинской горы, которая стала на пути строителей огромным препятствием. Там пришлось вручную срезать грунт, который вывозили на лошадях, тачках, носилках. Потом этот грунт грузили на платформы для отсыпки земляного полотна возле реки Инга, которая сильно разливалась в весеннее время. На разработку Ингинской горы ушло два месяца. Это не было ошибкой в проектировании, это был рельеф местности, который нельзя было обойти, да и мост через реку Инга уже был построен. И для отсыпки земельного полотна нужен был грунт (получился естественный карьер)».
Впоследствии Инга стала станцией, где шла погрузка торфа и лесной продукции для ижевских заводов. В 1947 году начальником станции Инга был Сурнин Александр Игнатьевич, а в 1950-1951 годах начальником станции был Лукьянчиков Алексей Николаевич. Пока строительство железной дороги продолжалось, некоторые участки пути уже начали функционировать. Так, в январе 1943 года началась погрузка торфа и лесной продукции в п. Рябово (ст. Торфяница) на ижевский металлургический завод № 71. Затем погрузка шла со ст. Вавож, позднее с ст. Какмож, где уже было заготовлено много необходимого сырья для ижевских заводов.
Когда железная дорога дошла до станции Сюрек, было принято решение строить ее не до пятой площадки села Кильмезь Кировской области, а до 4-й площадки. Это было мотивировано тем, что, во-первых, сокращались сроки строительства, поскольку сокращалась протяженность железной дороги, вместо 18 км необходимо было построить 9 км. Значит, сокращалась и стоимость этой дороги.
И не только из-за сокращения протяженности дороги, но и из-за того, что отпадала необходимость строительства железнодорожного моста через реку Валу, который, по словам Мясникова П.В., был сожжен, когда уже почти был готов (вредительство), что также сокращало сроки строительства. (Продолжение следует)
Текст и фото С. Анастасин