Рекламный баннер 990x90px ban1
97.28
101.22
Рекламный баннер 728x90px main1

#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртии #100летУва

#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртии #100летУва
Строителям железной дороги в годы Великой Отечественной войны посвящается!

В 2024 году п. Ува, расположенному на живописных берегах реки Ува, исполняется 100 лет.
Мало кто из нас, особенно молодого поколения, знает какПоказать ещё зарождался и рос наш поселок. Особенно в годы коллективизации, Великой Отечественной войны и трудные послевоенные годы. Мне повезло: я был знаком с Носковым Петром Ивановичем, который стоял у истоков становления и развития Увы.

Носков Петр Иванович родился 28 ноября 1928 года в д. Солодянки Селтинского района. Затем семья переехала в д. Старая Тукля. Он работал в колхозе, помогал родителям вести домашнее хозяйство вместе с сестрой и братом. Детство и юность выпали на трудные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Петр Иванович в 1941 году начинает работать на колхозной почте. Развозил на лошади письма, газеты до адресатов. Районная почта располагалась в п.Ува по ул. Школьной (ранее ул. Центральная). Из воспоминаний: «Я на лошади ехал по Школьной улице на железнодорожный вокзал, чтобы забрать почту с поезда, который прибывал поздно вечером. Затем грузил мешки с письмами, газетами на телегу и вез на почту. Там их сортировали почти до утра. По улице была сплошная грязь. Асфальта не было. Поутру отправлялся как будто с конным обозом в Поршур, там была перевалочная почта. Менял лошадь и дальше в Селты. С весны до осени так трудился. Дождь не дождь, грязь не грязь, в любую погоду надо было доставлять долгожданные весточки от родных и близких и поделиться последними новостями из газетных полос.» Да, время было суровое, шла война. Довелось Петру Ивановичу развозить и повестки на фронт, а потом и похоронки по деревням Возеншур, Федулово, Темкино, Ураково. Сколько слез, горя увидел молоденький почтальон. А помочь ничем не мог и не доставлять не мог.

Весной 1942 года Носков вернулся домой в д. Старая Тукля. Не успел нарадоваться дому, парней и девчат направили на строительство железной дороги Ува-Кильмезь. 4 девушки, 3 подростка по 14 лет и двоих пожилых мужчин. Проработали они до конца ноября 1942 года, когда уже земля замерзла. Техники не было никакой, только лопаты, носилки, тачки и лошади. Питались в основном тем, что привозили с собой, давали иногда черный хлеб с примесями по 600 граммов. Иногда хлеб меняли на молоко и картошку; так и выживали. В летнее время спасали грибы, ягоды, кисленка. Жили и ночевали в Большом Скалгурте (сейчас д. Ольховка), спали в сарае. Работали весь световой день. Лошади были колхозные, с которыми ловко управлялся Петя. Сколько землицы пришлось перелопатить, перевезти на тачках, переносить на носилках, чтобы отсыпать железнодорожное полотно. Рельсы и шпалы привозили поездом. По мере продвижения строительства и готовности насыпи ходили хозяйственные поезда, доставлявшие песок, балласт и верхнее строение пути. Один раз с ним произошел случай: нагребал лопатой землю на телегу, и с другой стороны тоже нагребали и ударили по левой руке, повредили руку. Рану перевязали тряпкой, работу продолжил дальше. Остался шрам на память. Из воспоминаний: «Приехал на участок начальник строительства Соколовский – пожилой мужчина с седой бородой, хвалил нас и давал указания. Он даже меня потрепал по голове и сказал: «Ребятки, милые мои, сейчас на фронте еще тяжелее, особенно под Сталинградом.» Он пообещал нас сменить и отправить домой. Обещание было выполнено.»

Подростки пришли домой, отдохнули несколько дней, помылись в бане, покушали пирогов с калегой из ржаной муки и снова трудиться - на лесозаготовки...
(Информацию и фото предоставили краевед Сергей Анастасин и Исупова (Носкова) Валентина Петровна)

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3