Год педагога и наставника
Станислав Теофилович Шацкий (1878 - 1934) - российский и советский педагог-экспериментатор, автор многих трудов по вопросам воспитания.
Главное и новое, что внес в педагогику Шацкий, - исследование влияния среды на развитие ребенка, использование факторов социальной среды в воспитании.
Главное – «социальная наследственность», и эстафета норм, традиций, ценностей.
Уделял огромное внимание самоуправлению, общему собранию, которое решало основные вопросы.
Школа, по Шацкому, – центр воспитательной работы в микросреде; в обучении и воспитании надо использовать краеведческий материал
и местные условия.
B 1911 году была открыта летняя трудовая колония «Бодрая жизнь», где каждое лето жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пению.
В два тома "Избранные педагогические сочинения" вошли автобиографические работы С. Т. Шацкого и его статьи по вопросам дошкольной и внешкольной работы с детьми и произведения по вопросам образования и в советской школе, по организации опытной
педагогической работы и подготовке педагогов.