Рекламный баннер 990x90px ban1
96.91
100.68
Рекламный баннер 728x90px main1

#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртии



Военная судьба Кибардина Серафима Всеволодовича (1907-1983) - участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, уроженца с. Ува-Тукля. Продолжение ч.4

"231-я стрелковая дивизия - формирование, медицинское обеспечение 02.1942 г. - 07.1942 г.

В военном билете Серафима Всеволодовича Кибардина имеются записи, первоначально вызвавшие у меня некоторое непонимание, но которым, мне кажется, я всё-таки нашёл объяснение.

Как я уже говорил выше, с ноября 1941 года по февраль 1942 года дядя Сима находился на излечении в специализированном Эвакогоспитале № 2545, располагавшемся тогда в городе Невьянске Свердловской области, в связи с полученным 22.11.1941 г. тяжёлым ранением в правую ногу. Кстати, ранение это, ко всему прочему, говорит само за себя о том, что в реальных боевых условиях у каждого солдата и офицера всегда есть риск попасть под обстрел или бомбардировку противника, есть вполне реальная вероятность получить лёгкое или тяжёлое ранение или вообще быть убитым, несмотря на то, какую должность ты занимаешь или какие петлицы и погоны носишь.

В III-м разделе военного билета Кибардина С.В., который называется ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ, имеется запись, говорящая, что он с февраля 1942 года (то есть, с момента выписки из Невьянского эвакогоспиталя – Прим. автора) по сентябрь 1943 года служил на должности начальника медицинского снабжения 231-й стрелковой дивизии Сталинградского фронта.

Но из записей, сделанных в IV-м разделе военного билета об УЧАСТИИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ С ГЕРМАНИЕЙ И В ВОЙНЕ С ЯПОНИЕЙ видно, что непосредственно на фронте в составе этой же дивизии и на этой же должности С.В. Кибардин находился только с июля 1942 года по октябрь 1942 года, и далее – с сентября 1943 года и до самого окончания войны – проходил службу вновь непосредственно на фронте, правда, уже в должности начальника аптеки 457-го стрелкового полка 129-й стрелковой дивизии 1-го Белорусского фронта – того самого фронта, что непосредственно брал своими войсками Берлин в апреле-мае 1945-го года.

Итак, получается, с февраля по июль 1942 года и с октября 1942 года по сентябрь 1943 года начальник медицинского снабжения 231-й стрелковой дивизии Сталинградского фронта, техник-интендант 1 ранга Кибардин С.В. непосредственно на фронте не находился. Где же он служил?

Думаю, причины и объяснения тому кроются в деталях.

Чтобы разобраться в них, необходимо изучить, что же представляла собой эта самая 231 СД Сталинградского фронта.

Очень хороший источник информации для этого представляет собой работа «231-я стрелковая дивизия – соединение РККА в Великой Отечественной войне», размещённая на сайте https://www.rkkawwii.ru/division/231sdf1#subordination

Знакомясь с ней, а значит, и со всей историей данного подразделения с момента его формирования с марта 1942 года в городе Кунгуре до момента его расформирования 06.11.1942 г., понимаешь, что вся эта история проходила параллельно с воинской службой С.В. Кибардина:

Цитирую указанный источник:

“231-я СД формируется с 16 апреля 1942 года в Кунгуре Молотовской области из числа военнообязанных области. Штаб дивизии размещался в г. Кунгуре, а полки дивизии и другие части дислоцировались в окрестностях Кунгура, в сельской местности.

Командный и политический состав офицеров формировался из разнообразных источников. Большая часть офицеров командного профиля поступила из частей офицерского резерва, из военных училищ и из запаса. Кадровыми офицерами был укомплектован штаб дивизии. На должность командира дивизии был назначен полковник Рухленко.

С первых дней формирования дивизии командиры и штабы частей организовывали плановую учебу личного состава. Изучались уставы и наставления. Уделялось большое внимание строевой подготовке, караульной службе, тактическим приемам боя. Была налажена штабами частей командирская учеба офицеров. Дивизия готовила кадры младшего командного состава различных специальностей: стрелков, артиллеристов и т. д. Учеба велась по заранее разработанным программам, которые были дифференцированы по специальности и должности. Сержантский состав получал большой объем знаний и командных навыков по сравнению с рядовыми солдатами. Учеба проводилась по принципу: учись тому, что требуется на фронте.

В июне были организованы дивизионные тактические учения. Они представляли собой смотр готовности частей, подводили итоги учебы и завершились парадом.

1 – 2 мая 1942 года личный состав дивизии был приведён к воинской присяге. По приказу штаба Уральского военного округа от 30.05.1942 года, 11 июня 1942 года эшелонами отбывает в Саратов. Там разгрузилась, получила вооружение и вошла в состав 8-й резервной армии. После двух месяцев пребывания в 8-ой резервной армии 231 СД, в основном сформированная и вооруженная, отбыла на Сталинградский фронт.”

Вот она – та самая работа и “почти гражданская” служба опытного фронтовика Серафима Кибардина в 231-й стрелковой дивизии с самого начала её формирования в тылу до выхода подразделения непосредственно на боевые рубежи фронта! Ведь целая дивизия – а это почти тринадцать тысяч солдат и офицеров – не могла бы начать этого движения, если бы начальник медицинского снабжения 231-й стрелковой дивизии, техник-интендант 1 ранга Кибардин С.В. не выполнил свои задачи по обеспечению её всеми (насколько это возможно было сделать в условиях войны) требуемыми лекарствами, перевязочными материалами и медицинскими инструментами." Продолжение следует.

Автор: С.В. Ворожцов - исследователь, член Увинского районного отделения Российского общества историков-архивистов

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3