Что чувствует 19-летний паренек, попавший на войну? Страх? Неуверенность? Желание сражаться с врагом? Об этом могут рассказать только те
Воспоминания Н.Ф. Петрова о Великой Отечественной войне ч.1 (публикуются впервые)Что чувствует 19-летний паренек, попавший на войну? Страх? Неуверенность? Желание сражаться с врагом? Об этом могут рассказать только те, кто испытал все тяготы войны на себе.
Николай Федорович Петров, призванный на Великую Отечественную войну в 18 лет, защитник Ленинграда, освободитель Кенигсберга, ошибочно признанный погибшим, спустя много лет записал свои воспоминания. Он назвал их «Мы не хотели умирать: незабываемые 380 дней» и посвятил эту повесть себе и товарищам-землякам, погибшим в боях. Повесть эта никогда не была напечатана. Родственники Николая Федоровича предоставили нам его записи и мы предлагаем вам, дорогие друзья, стать их первыми читателями.
Среди разрывов бомб, снарядов
Мы защищали Ленинград.
Фашисты лезли черной тучей -
Мы отметали их назад.
Тяжелые дни пережил город Ленинград, сколько он перенес на себе бомбовых и артиллеристских снарядов и налетов! Неоднократно над городом завязывались воздушные бои с фашистским асами. Окраины города были превращены в руины от снарядов и мин. В улицах были вкопаны бронированные колпаки, окутанные колючей проволокой, в железнодорожной насыпи были устроены блиндажи и дзоты. Но город не сдавался, стоял, как твердыня русской земли. Великая честь выпала тем, кто защищал Город-герой во время в блокады. Солдаты, матросы и рабочие города Ленинграда оборонялись, не жалея ни крови, ни самой жизни, бились до последнего и не допустили фашистские полчища к стенам Ленинграда. Город жил.
Часть, в которую я был зачислен, формировалась под городом Калининым, в небольшой деревне. Стояли холодные январские дни, небо было чистое и фашистские стервятники, имея тогда перевес в самолетах, делали воздушные налеты на город Калинин.
Фронт проходил в 100 километрах на Ржевском направлении. В виду сильных морозов, солдаты были размещены по квартирам, как и офицеры. Нас вызвали к командиру роты ПТР., как молодое поколение, не нюхавшее пороха. Когда стали записывать фамилии и место жительства, то у меня нашлись земляки из города Ижевска – Макаров Евгений и Миша Александров, тоже зачисленные в роту ПТР. И мы здесь в помещении приняли присягу. Дали клятву, бить врага наверняка, не жалея крови и самой жизни. Так начались фронтовые испытания: мы проходили тактические занятия и ходили на боевые учения.
Наша рота ПТР находилась в распоряжении штаба полка. Поблизости от деревни проходила шоссейная дорога, на которой были подбиты немецкие с крестами танки. По-видимому, тут проходили сильные бои под городом Калининым. Мы, солдаты, учились у офицеров и солдат бывалых уже в боях, бить по фашистским танкам из противотанкового ружья, а также противотанковой гранатой.
Формировалась наша часть две недели, при ожидании на пополнение мурманских моряков. Когда моряки прибыли, наша 374 стрелковая дивизия, сейчас уже 8-ой Армии, под командованием Мирецкова, была снова направлена на прорыв блокады города Ленинграда, со стороны Волховского фронта.
Грузилась 374 стрелковая дивизия в городе Калинине ночью. Наш эшелон, в котором я был погружен, шел первым. Ехать приходилось все больше ночью, днем стояли на разъездах, на перегонах. Остерегаясь немецких самолетов, днем уходили из вагонов на занятия в лес, к вечеру возвращались в вагоны. В пути следования ближе к фронту солдаты сдружились как-то плотнее между собой, тем более мы втроем, земляки, а это большое дело на фронте найти земляка и как-то на душе веселее становится.
Утром мы прибыли на станцию Бологое Октябрьской железной дороги. Все пути на этой станции были забиты эшелонами, идущими на фронт. С нашим эшелоном рядом стоял зенитный эшелон, с установленными зенитными пулеметными и пушками на вагонах.
День прошел спокойно, нас повзводно сводили в вагон-баню. Утром, проснувшись, я пошел вдоль состава с котелками за водой и, выйдя на перрон станции, стал открывать дверь в вокзал. И вдруг сирена завыла «Воздух», я быстрее кинулся бежать к своему вагону, а тут закричали: «Вот они, самолеты немецкие!»
Погода стояла хорошая ясная, и немцы не снижаясь, с большой высоты начали бросать бомбы, Добежав, я заскочил в вагон и наш эшелон тронулся со станции. Стоявший рядом зенитный эшелон открыл огонь по самолетам, немцы заметили его, сделали разворот и залетели с головы поезда.
Послышался такой раз-разительный свист бомбы, что за сердце тянет. И взрыв. Наш вагон качнуло в сторону, я поймался за ножку у нар, так качнуло вагон, но с рельс видимо не столкнуло. Эшелону нашему удалось выехать с привокзальных путей. И поезд, выйдя на перегон, все преследовался немецким самолетом, который стрелял из пулемета по паровозу. У паровоза на тендере стоял пулемет ДШКа, он бил по самолету, и самолет, вел прицел не точный, издалека. Самолет немецкий, гнавшийся за нашим эшелоном, повернул в сторону и улетел. Ночью эшелон наш прибыл в город Тихвин. Простояли мы там часа два, обошлось хорошо, выехав из города Тихвина, поехали на Волховстрой.
Переехав реку Волхов, мы ночью прибыли на конечную прифронтовую станцию Жихарево. Дальше шел фронт.
Станция только так называлась, а никаких признаков станции там не было. Вагоны и скаты, разбросаны как игрушечные в разных местах, да воронки из-под авиабомбы огромной величины – вот всё что осталось от станции. Разгрузку спешили произвести затемно. Разгрузив, нас выстроили в спешном порядке, и мы пошли к фронтовой полосе ближе к переднему краю. Вышли на фронтовую дорогу, когда стал брезжить рассвет. Мы шли по чистому полю, по обе стороны дороги были вырыты блиндажи. Укрытия от авиабомб с надписью «Бомбоубежище» на дощечках.