День памяти и скорби - годовщина начала Великой Отечественной войны. Именно в этот день летом 1941 года началась самая кровопролитная и страшная война в истории нашей страны.
Мы предлагаем познакомится с воспоминаниями наших земляков о начале войны.
Эвакуация - неизбежное явление военного времени. Удмуртская АССР стала одним из многих регионов, которые принимали и размещали эвакуированных взрослых и детей с западной части Советского Союза. Первые составы с эвакуированными стали прибывать в Удмуртию в конце июня 1941 года.
Из воспоминаний Екатерины Дмитриевны Пермяковой.
Утро 22 июня 1941 года в Острицком детском доме началось как всегда: на завтрак ели вкусный хлеб со сливочным маслом, пили сладкий чай. И обед прошёл как обычно. Но «тихого часа» не было. В спальную комнату вошла воспитательница, хлопнула в ладоши и сказала: «Дети, сегодня спать не будем, мы поедем в Мозырь» (город на востоке Белоруссии).
Многие обрадовались, т.к. были привезены в детдом оттуда. Чувствовалась нервозность в поведении взрослых они бегали, суетились. Младших детей посадили на телеги, старших поставили парами и повели вдоль железной дороги на станцию, постоянно поторапливая. Дети шли по шпалам, которые располагались на расстоянии друг от друга, что было трудно для маленьких ножек.
Когда пришли на станцию Янов-Полесский (г. Иваново, Пинской обл.), уже смеркалось.
Город бомбили, была паника, женщины и дети плакали. С помощью солдат воспитанников посадили в товарняк, побросали матрасы, которые успели взять с собой, поезд сразу тронулся. Видимо, ждали только их. Дети прижимались друг к другу, со страхом поглядывая в окошечко под потолком вагона. Ночью состав не бомбили, а днём над вагонами часто выла сирена, поезд останавливался. Детей выкидывали из вагонов, бывало, и под откос, крича вдогонку:
- Скорее бегите подальше отсюда!
Ребята разбегались в леса, парки, от ужаса сворачивались клубочками среди корней мощных деревьев, как бы прося у них защиты. После отбоя воздушной тревоги возвращались к составу. Но детей никто не считал, не искал, и сколько их не вернулось обратно - неизвестно...
Из Острицкого детдома Белоруссии было эвакуировано около 70 детей, их сопровождали шесть воспитателей.