Рассказ из "Вятских епархиальных ведомостей".
Благодаря упоминанию интересного случая в разговоре с
Верой Павловной Зыковой, получилось отыскать на просторах интернета статью священника Удугучинской церкви Михаила Елабужского о пешем путешествии в 1901 году на освящение храма в селе Чекан. Ниже представлена выдержка этой статьи, практически сохранив изначальный язык написания того времени ("Вятские епархиальные ведомости", № 15, 1901 год).
"Путешествие учениц.
В начале июня ученицы, ныне кончившие курс в Удугучинской церковно-приходской женской школе, получили приглашение спеть всенощное бдение и литургию во вновь открываемом селе Чекане в день освящения храма 12 июня. Приглашение было принято с большим удовольствием, и ученицы, несмотря на спешные домашние работы, собрались в Удугучине, дня за два до указанного срока, для спевок. Погода все время стояла прекрасная, почему и решено было идти в передний путь в Чекан пешком, за 20 верст. 11 числа въ 4 1/2 часа утра певчие вместе с заведующим школою, помощницею учительницы и несколькими лицами из интеллигенции тронулись в путь, спевши на площади пред церковью молитву Св. Духу. Присоединилось ещё несколько учениц из младших отделений, а также и прежде учившихся, так что в общем составилась партия в 27 человек. Одна ученица, больная ногами, осталась в Удугучине, в ожидании лошади. Стояло прелестное, свежее ясное утро. Солнце чуть-чуть только поднялось над горизонтом. Нескошенные еще цветы благоухали нежным ароматом. Птички давно уже проснулись и немолчно пели свои веселые песни. Несмотря на необычно раннее пробуждение, все мы чувствовали себя очень бодро и душа полна была приподнято-торжественным настроением. (...)
Путь наш шёл сначала полем, а затем лугами. Верстах в двух от села течет река Ува. Многие в ней умылись. За Увой дорога тянется верстъ на 12 сплошным лесом, из лиственных и хвойных пород, в который мы и вступили. Старик - лес расположен был ещё подремать на своём мягком моховом ковре, убаюкиваемый ритмическим журчанием ласкавшихся к нему ручейков, тем более, что и солнышко ещё не заглянуло в него. Но неугомонная пернатая молодежь, всегда эгоистическая в своем веселии, бесцеремонно будила его своими громкими концертами, а шаловливый ветерок заигрывал в его вершинах и обрызгивал его душистою, медвяною росою. Лениво потягивался старик, качая ветвями, и добродушно ворчал на беспокойную молодежь. Пред нами он гостеприимно отворил свои чертоги и обдал нас несогретую ещё солнечными лучами, свежею и бодрящею атмосферою. И маленькие путешественницы, как те же птички, резвой толпою спешили вперед по лесу, шумно делясь своими впечатлениями. Мимоходом мы обращали их внимание на те или другие явления растительного или животного царства, заботясь, чтобы наше путешествие не осталось без влияния и на развитие в детях любви к природ. (...) Девочки не умели назвать ни одного цветка, за исключением вороньего глаза (Paris qnadriblla L.), привлекающего к себе внимание черными ягодками. Мы познакомили их с названиями некоторых наиболее часто встречавшихся растений, при чем до иных названий девочки сами догадывались по внешнему виду цветков (...)
Дорога пошла мимо "Старых полей". Так называется участок леса, выросшего на заброшенном поле. Слабые следы последнего сохранились ещё в виде симметричных межевых борозд. Видны также по местам ямы с кирпичами, свидетельствующие о бывшем когда-то здесь жилье. Место это было заселено, по преданию, вотяками, приблизительно в первой половине XѴIII века. Забившись в глухой, дремучий лес, вотяки, вероятно, не знали никакого начальства на земле; но страх пред небесными грозными владыками - кереметем и другими богами вотского пантеона, был очень силен, и местность, где теперь скрываются волки, а недавно ещё и медведи, в древнее время освещалась кострами жертвенных яств, оглашалась криками и песнями пировавших вотяков, а может быть и стонами и рыданиями несчастных их жертв... Но прочь мрачные мысли! Свет Христов просветил сидящих во тьме и сени смертней. Не свидетельствуют ли и сами "Старые поля", что старое быльем поросло, в буквальном и переносном смысле. То же наглядно показывает и наше путешествие с ученицами, среди которых есть и вотячки, даже кончившие курс. Своих дочерей вотяки, по их собственным словам отдают в школу не для чего иного, как для того, чтобы научились он молитвам, узнали и полюбили закон Христов. И в своих надеждах родители не обманываются: даже непродолжительное пребывание в школе оказывает на учениц благотворное влияние. Вон идёт с нами девятилетняя Лукерья, ученица- вотячка младшего отделения. Поступила в школу она очень поздно и почти совсем не говорит по-русски. Но вот пожелала же и совершенно добровольно идти с нами на богомолье. Видимо, вера Христова начинает пленять в послушание и эту полудикарку. Чтобы еще ярче подчеркнуть, что все древнее мимо прошло, а настало новое, мы, проходя мимо "Старых полей", торжественно и громогласно пропели исповедание своей веры и Господню молитву общему небесному Отцу. И Лукерья пела вместе с нами. Хор пернатых, восхвалявший Творца за дарованные радости и счастье жизни, составлял как бы аккомпанемент нашему. Вековые сосны, бывшие может быть свидетельницами торжества язычества в здешнем глухом углу, ласково кивали нам своими ветвями, как бы приветствуя в нас носителей более светлой, христианской культуры (...)"
(продолжение следует...)