#Ува #Увинскийрайон #КраеведыУдмуртии #Стальные_люди_стальной_магистралиВ январе 2022 года исполняется 79 лет строительства железной дороги Ува- Кильмезь. И строительство дороги и появление на карте Удмуртии нового населенного пункта - п. Кильмезь, напрямую связано с огромными лесными массивами, которые росли на месте нынешнего поселения.
И хотя железная дорога лишь крошечная часть огромной сети железных дорог, даже Ижевского отделения Горьковской железной дороги, не говоря уже о масштабах всей страны, ее строительство было засекречено. Данный гриф был снят только в 1990 году.
Состояние транспортной системы Удмуртской Автономной области в 1930-е годы настоятельно диктовало развития всех видов транспорта и, в первую очередь, железнодорожного. Увино-Узгинская железная дорога первоначально (1929 – 1936 гг.) находилась в ведении завода № 10, Наркомата тяжелой промышленности. В 1937 году этот завод будет разделен на заводы № 71 (металлургический), которому передадут ветку Люкшудья – Ува, и заводу № 74 (машиностроительный), которому передадут ветку Ижевск – Узгинка (Кекоран).
В годы первых пятилеток страна решала вопросы обороноспособности, поэтому встал вопрос о необходимости строительства железнодорожной ветки, связывающей Пермскую и Московско – Казанскую железные дороги. В 1932 году была запланирована перешивка древолесовозной Увино – Узгинской железной дороги (шириной 1000 мм), в состав которой и входила ветка Люкшудья – Ува, на широкую колею 1524 мм, а также удлинение ее до устья реки Лобань Кировской Кильмези и обеспечение прямого выхода всего Ижевского промышленного района на реку Кама. К 1 ноября 1932 года нужно было закончить все земляные работы, а к 1 января 1933 года открыть движение по нормальной колее (1524 мм). Но работы по перешивке шли медленно, график пробного движения переносился вплоть до 1934 года, т.к. сказывалась нехватка техники и рабочей силы.
На топографическом плане станции Ува 1935 года уже нанесена широкая колея. Советом Народных Комиссаров г. Ижевска Удмуртской АССР принимается постановление № 839 от 4/уп-1939 г. «О строительстве железнодорожной ветки Ува – Кильмезь». Начальником строительства назначается тов. Быдречич. Оно должно было закончиться 1 июля 1941 года. Но с началом Второй мировой войны (1 сентября 1939 г.) сроки были сокращены в полтора раза, т.е. до 1 июля 1940 года, что подтверждают архивные документы (Постановление СНК г. Ижевска от 11 сентября 1939 г.)
Строительство объекта Ува – Кильмезь шло слабыми темпами. Участки были распределены по районам и сельским советам. Плохо обстояло дело и с выделением этих участков под строительство железнодорожной линии. В Постановлении СНК Удмуртской АССР № 1202 от 11 сентября 1939 года сказано: «Предупредить начальника Управления лесным хозяйством тов. Коптелова, что, если им не будет обеспечен немедленный отвод лесных участков под разрубку трассы дороги, он будет привлечен к ответственности».
Постановление и разрешительные документы на разрубку этой трассы появляются только 2 января 1940 года. Сюда вошли земли колхозов Увинского района 137,05 га, в том числе пашни 64,35 га, Вавожского района 303,81 га, в том числе пашни 54,19 га, Сюмсинского района 730,83 га, в том числе пашни 132,34 га. Также вошли земли некоторых личных хозяйств. По Увинскому району деревня Рябово – 3 хозяйства, по Вавожскому району деревня Б.-Можга – 18 хозяйств, по Сюмсинскому району деревня Муки-Какси – 5 хозяйств и деревня Полянки – 2 хозяйства. Всем колхозам и личным хозяйствам, которые попали под снос, в связи с изъятием земель под строительство железнодорожной линии Ува – Кильмезь произвели выплату денежной компенсации за неиспользованные затраты. Всем районам также предложили проработать вопрос о прирезке им земельных площадей из Гослесфонда.
Объект имеет генеральную смету строительства, утвержденную 5 марта 1940 года с объемом работ 29 707 рублей. Юридическим заказчиком является трест “Оборонлес”. Для производства строительных работ на 1940 год был заключен с основным подрядчиком трестом «Союзэкскавация» договор от 10 января 1940 года об объеме работ на 9 822 рубля.
В 1940 году сделан большой объем работы, была разрублена трасса для будущей железной дороги. В некоторых болотистых и низких местах вблизи рек отсыпано земляное полотно. На участках объекта работала тяжелая техника. Грунт возили машинами, лошадями, погрузка шла при помощи экскаваторов, планировка делалась тракторами. Пеньки деревьев для будущей трассы выкорчевывались техникой и взрывчаткой. Вот что пишет газета «ЛЕНИН’Я» Вавожского района № 5(526) от 23 марта 1940 года: «Колхозники сельхозартели «Молотова» Б.Можгинского сельского совета с большой активностью работают на строительстве железной дороги. Они на производстве выполняют норму выработки. Например, колхозники Кунаев А. и Березин Н. дневную норму выполняют на 125%.
Нельзя забывать и о том, что отдельные председатели колхозов и артелей по выделению рабочей силы на строительство относятся бездушно. Руководители колхозов Б-Водзимонье Агеев и К-Ключ Осокин категорически отказываются выделять рабочую силу для строительства объекта, мотивируя это тем, что не хватает тракторов, лошадей и колхозников для полевых работ».
Выясняется, что работы шли очень медленно, руководители халатно относились к своим обязанностям. Сказывалась нехватка специалистов, техники. Повлияли и репрессии того времени.
Пока решались бумажные вопросы, приближалась Великая Отечественная война. Фашистская Германия к тому времени завоевала половину Европы, но при этом заключив с Советским Союзом в ночь с 23 на 24 августа 1939 года пакт (договор) Молотова-Риббентропа о ненападении.
Для завершения этих проектов нужно было время. Но коррективы внесла Великая Отечественная война, к которой Советский Союз не был готов. Германские войска напали на нашу страну, нарушив тем самым пакт о ненападении. Фашистская Германия основательно подготовилась к ведению военных действий на территории нашей страны, в том числе и нашей республики. К 1941 году уже были составлены полетные карты немецких Люфтваффе с указанием населенных пунктов, автомобильных дорог, заводов и даже не существующих железных дорог Ува – Селты и Ува – Кильмезь(Кировская). Немецкие карты того времени составлены точнее и грамотнее, чем были советские. Что касается железной дороги Ува – Кильмезь(Кировская), то она на немецких картах сдвинута немного влево, но направление соответствует задуманному плану.
Строительные работы железной дороги Ува – Кильмезь(Кировская) временно приостанавливаются. Технику, лошадей забирают на фронт. В колхозах и на предприятиях остаются старики, женщины и дети.
Автор - краевед Увинского района Анастасин С.В.